Для многих людей старшего поколения семидюймовые “сорокапятки” (виниловые пластинки на 45 об/мин) являются воплощением самой души музыки, ее сути, тем, чем музыка была и есть. Этим людям невозможно представить себе пластинку Элвиса без знаменитого желтого ярлыка “Сан Рекордс” (Sun Records) или пластинку The Beatles без легендарного желто-оранжевого завитка лейбла Capitol 45s…
Пластинки- “сорокапятки”, также известные как синглы (каждая сторона могла вместить максимум четырехминутную запись, то есть всего одну композицию), впервые были выпущены на американский рынок звукозаписывающей компанией RCA Victor в 1949 году (американская Radio Corporation of America получила права на это название с 1929 года, купив VTMC –Victor Talking Machine Company, бывшей на тот момент крупнейшей компанией по производству фонографов и записей для них). На британский рынок новый формат попал в 1950.
Центральное отверстие в 45-ке было больше, чем у пластинок на 78 об/мин или долгоиграющих пластинок(LP), что дало возможность собирать из них дисковые стеки, и проигрывать одну за другой, для непрерывного воспроизведения. Немедленно и с воодушевлением принятые покупателями, 45-ки были также и настоящим хитом для музыкальных автоматов того времени. Все студии и лейблы не остались в стороне и быстро оценили преимущества новинки – “сорокапятка” позволяла записать вчетверо больше музыки, чем пластинка на 78 об/мин.
С самого начала, горячими поклонниками нового формата стали Фэтс Домино (Fats Domino), выпустивший на нем свои сингл “Fat Man”, который сейчас является одним из наиболее желанных для коллекционеров, Рэй Чарльз (Ray Charles), записавший “I Got a Woman”, коллектив The Drifters с “Save the Last Dance For Me”, Джеймс Браун (James Brown), записавший хит “Please, Please, Please”. Одними из самых почитаемых релизов на “сорокапятках”, являются, безусловно, синглы Элвиса Пресли. Первый сингл, “That’s All Right”, был записан на студии в 1954. На стороне “B” пластинки была записана мелодия Билла Монро (Bill Monroe) в стиле bluegrass – это вальс “Blue Moon of Kentucky”, записанный Биллом еще в 1946 году. В 1954 на Sun Records вышло еще два сингла, а в следующем 1955 – еще два. Всего Sun выпустила пять синглов Элвиса, содержащих десять песен.
1950-е годы принесли “сорокапяткам” заслуженный успех – на них вышли работы Чака Берри (Chuck Berry) “Johnny B. Goode”, Билла Хейли (Bill Haley) “Ten Little Indians”, Литла Ричарда (Little Richard) “Long Tall Sally”, Карла Перкинса (Carl Perkins) – мелодию “Blue Suede Shoes” он записал на год раньше, чем The King выпустил свою версию на Sun.
По другую сторону Атлантики, первый британский сингл The Beatles “Love Me Do”, записанный в 1962 году на Parlophone Records (именно там работал легендарный Джордж Мартин, стараниями которого студия превратилось во всемирно известный лейбл), получил особое оформление – красный ярлык пластинки был дополнен горизонтальными полосами синего, желтого, розового и красного цветов, нанесенными на конверт. Другие ценные среди коллекционеров британские синглы The Beatles – это композиции с фильмов-мюзиклов “Вечер трудного дня” (“A Hard Day’s Night”) и “На помощь!” (“Help!”)
В США лейбл “Ви-Джей Рекордс” (Vee-Jay Records) успел выпустить на “сорокапятках” несколько синглов The Beatles, прежде чем “Кэпитол Рекордс” (Capitol Records) подписали с ними контракт. Одним из знаменитых релизов Vee-Jay был сингл 1963 года издания с композицией “Please Please Me”, с дополнительной буквой “t” в названии группы.
Эти и подобные отличия объясняют, почему 45-ки The Beatles так желанны для коллекционеров. Например, существует 16(!) различных вариаций этикетки для “сорокапятки” с композицией “Twist and Shout”, выпущенных в 1964 году лейблом “Толли Рекордс” (Tollie Records). У настоящих коллекционеров The Beatles есть все варианты.
В поздних 1960-х, рок-музыканты почти не издавались на “сорокапятках”. Приятным исключением была группа “Дорз” (Doors), чей хит “Light My Fire” на 45-ке был очень известен, благодаря хорошо продающемуся и короткому синглу.
Высоко котируются и “сорокапятки” от лейбла Northern Soul. Именно эти диски крутили ди-джеи в клубах северной Англии, таких как The Twisted Wheel и Wigan Casino, с 1960-х по1970-е годы. Глория Джонс (Gloria Jones), Джеки Уилсон (Jackie Wilson), группа The Imperials – наиболее известные исполнители, чьи записи были в постоянной ротации. В конце 1970-х, им на смену пришел совершенно другой стиль – диско. Диско-лихорадка, охватившая мир, в огромной степени обязана пластинкам- “сорокапяткам” с записью таких легенд и хитов, как “Stayin’ Alive” группы “Би-Джиз” (Bee-Gees), “I Will Survive” Глории Гейнор (Gloria Gayner), композиции “Y.M.C.A.” группы Village People – и это лишь несколько имен из множества остальных…