Умер Руди Ван Гелдер, аудиоинженер, работавший с самыми известными джазовыми исполнителями мира

rvg 95 фото

Руди Ван Гелдер прожил удивительно  яркую и долгую жизнь. Он записывал Майлза Дэвиса, Джона Колтрейна и множество других звезд и легенд мирового джаза. Его вклад в музыкальную культуру огромен и неоспорим. Многочисленные поклонники высококлассных джазовых записей всегда ценили и будут ценить те уникальные виниловые пластинки, в работе над которыми принимал участие Ван Гелдер.

Руди был не продюсером, а инженером.  Он не руководил звукозаписывающими сессиями, не нанимал музыкантов и не принимал участие в их игре или подборке репертуара. Он отвечал за финальное качество записи, и в своей профессии, по мнению бесчисленного количества  продюсеров, музыкантов и слушателей, был лучшим из лучших . Многие альбомы, над которыми в студиях  Blue Note, Prestige, Impulse и других, работал Ван Гелдер, были признаны настоящими произведениями искусства  – “A Love Supreme”,  Davis’s “Walkin’”  Джона Колтрейна, “Maiden Voyage” Херби Хэнкока, “Saxophone Colossus” Сонни Роллинза,  “Song for My Father” Хораса Сильвера.

В 1970-х годах его основным местом работы был лейбл CTI Records, один из самых коммерчески успешных джазовых лейблов своего времени. Здесь Ван Гелдер включил в свой послужной список запись альбомов “What a Diff’rence a Day Makes” Эстер Филипс и “Mister Magic” Гровера Вашингтона.  “Думаю, что мое имя ассоциируется с технической стороной звукозаписи больше, чем чье-либо другое” – сказал он в интервью газете “Нью-Йорк Таймс” в 1988 году.

Ван Гелдер никогда не стремился раскрывать свои профессиональные секреты, зато ясно обозначал цель своей жизни. В интервью,  которое Ван Гелдер дал в 2012 году Марку Майерсу из ресурса JazzMax, он сказал, что его задача, как аудиоинженера, заключается в том, чтобы заставить технику  перенести в запись  самую суть и душу музыки, и сделать ее настолько реалистичной, насколько это возможно.

Сам Ван Гелдер объяснял это следующим образом: “Когда речь заходит о моих альбомах, слушатели говорят, что в них есть некое пространство, простор, часть человеческой жизни. Я стремлюсь привнести это ощущение во все свои работы. Использую специальные микрофоны, расставленные таким образом, чтобы при записи создавалось ощущение, что музыканты играют в разных местах студийной комнаты – как и есть на самом деле. Это создает ощущение пространства и глубины”.

Ван Гелдер гордился тем, что использовал в своей работе самое лучшее звукозаписывающее оборудование. Одним из первых в США,  он применил в студийной записи ламповые микрофоны германской фирмы Neumann (как он говорил, Neumann “мог уловить звуки, недоступные другим микрофонам”), магнитную ленту и цифровую звукозапись.

С ранних лет Руди серьезно увлекался  джазовой музыкой, играл на трубе, хотя, по его собственным словам, не очень в этом преуспел. В 12-летнем возрасте он купил себе домашнее звукозаписывающее устройство, которое включало  проигрыватель и диски, а в школе стал оператором-радиолюбителем. Однако в те годы о карьере инженера звукозаписывающей студии Руди не думал, поэтому поступил в колледж, выпускавший специалистов по медицинской коррекции зрения. Позже он вспоминал, что к этому решению его подтолкнуло стремление к умственной дисциплине и стабильному прогнозируемому доходу. Больше десяти лет Ван Гелдер работал на основном рабочем месте оптометристом, а инженером звукозаписи подрабатывал в свободное время. Сначала это была домашняя студия его родителей в доме в Нью-Джерси. Однако лишь после 1959 года (к тому времени Ван Гелдер уже записал нескольких звезд  джаза мирового уровня) он смог позволить себе посвятить все рабочее время профессии  аудиоинженера, применяя все свои наработки, которые были сделаны им ранее.

“Работа оптометристом не приносила мне больших денег”- вспоминал Ван Гелдер,- “гораздо больший доход давала звукозапись. Однако мой опыт в оптометрии очень пригодился мне при работе со звукозаписывающим оборудованием, а также при оснащении собственной студии в районе  Englewood Cliffs, Нью-Джерси”

В 1952 году, когда Ван Гелдер уже записывал на виниловые пластинки на 78 об/мин местных исполнителей и музыкантов, на него обратил внимание Альфред Лайон, основатель и владелец легендарного лейбла Blue Note Records. Лайон стал привлекать Ван Гелдера для записи музыкантов в студии Blue Note. Другие известные джазовые лейблы также начали пользоваться его услугами.

Ван Гелдер был известен не только своим мастерством в области звукозаписи, но и своей аккуратностью – он всегда работал в перчатках. “Мне приходилось делать все” – вспоминал он,- ‘’я расставлял кресла, протягивал кабели по полу, устанавливал микрофоны и настраивал консоль с аппаратурой.  Мне очень не хотелось работать с моим уникальным и очень дорогостоящим оборудованием грязными руками”. Ван Гелдер участвовал во всех стадиях процесса, от подготовки до финального мастеринга, во время которого запись переносится на матрицу, с которой на заводе будут делать виниловые пластинки.

Еще при жизни Руди Ван Гелдер получил множество наград, отмечавших его выдающиеся достижения в индустрии звукозаписи, в частности, от Американской Академии Звукозаписи (ARA)  в 2012 году и Общества Американских Инженеров-Звукотехников (AES) в 2013.

Руди Ван Гелдер скончался в своем доме в штате Нью-Джерси 25 августа 2016, в возрасте 91 года. Музыкальный мир всегда будет помнить великого мастера, который удивительным образом смог передать в записи саму атмосферу музыки, которую так высоко оценивают все поклонники его таланта. Ушел из жизни не просто человек который записывал джаз, ушел гений, который знал как надо записывать.