ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК

Прогрессивный рок, или, как его чаще называют, прог-рок, развивался преимущественно в Англии начиная с конца 60-х и до конца 70-х. В некотором смысле прог-рок – это «симфоническое» ответвление психоделического рока, но также в прог-роке можно услышать элементы джаза и мюзикла. Для композиций характерны длинные инструментальные проигрыши на гитаре и клавишных (что позволяло им раз за разом врываться в топ-чарты, оставляя позади коротенькие шаблонные песни). Альбомы часто вращаются вокруг определенной темы или концепции.

Коллекционеры прог-рока по многим причинам тяготеют к оргинальному винилу. Иногда причиной этому является обложка альбома, но чаще это просто возможность заполучить эту необыкновенную музыку. Некоторые из наиболее коллекционных записей можно найти только в исходном LP-формате, так как многие альбомы не были должным образом оцифрованы в CD-формат.

The Who были одними из тех, кто стоял у истоков прог-рока. Их мини-рок-опера 1966 года, A Quick One, While He’s Away, дает понять, к какому звучанию движется группа – позднее его можно будет услышать в ставшем классикой альбоме Tommy 1969 года.

Mothers of Invention, группа из Лос-Анджелеса, также оказала влияние на прог-рок. Их альбом Freak Out! (1966) считается первым концептуальным альбомом – позже этот формат с радостью примерили на себя многие прог-рокеры. К 1969 году лидер группы Фрэнк Заппа оставит песни о вымышленной Сьюзи Кримчиз и запишет джазовый прото-прог-рок альбом Hot Rats.

В Англии же 1969 год готовился стать годом прог-рока. Альбом группы King Crimson, In the Court of the Crimson King представил миру композицию «21st Century Schizoid Man». The Moody Blues, сбросив с себя свое раннее психоделическое звучание, сделали выбор в пользу более тематической и оркестровой музыки и выпустили On the Threshold of a Dream весной и To Our Children’s Children’s Children осенью. The Soft Machine выпустили свой второй альбом, Volume Two, и помимо всего прочего в 1969 году, как уже упоминалось, вышел альбом Tommy.

В 1970 свет увидел альбом дебютный альбом группы Egg – Egg,  а также любимый коллекционерами The Least We Can Do Is Wave To Each Other группы Van Der Graaf Generator – CD-версия этого альбома была выпущена в 1991 году, но качество звука сильно уступает оригинальному винилу, поэтому это один из многих прог-альбомов того периода, которые не были достойно оцифрованы. В 1971 году французская психоделическая прог-рок-група Gong выпускает альбом Camembert Electrique – это один из трех их альбомов, вышедших в этом году.

Yes не были такими продуктивными, но их позиция в истории рок-музыки более устойчива. В 1971 году Yes записали и выпустили альбомы The Yes Album и Fragile, а затем, в 1972 году – несравненный Close to the Edge.

Если 1967 год был ключевым для прогрессивного рока, то 1972 – безусловно, самый продуктивный. В этом году, помимо Close to the Edge, вышли следующие альбомы, ставшие впоследствии классикой прог-рока: Thick as a Brick группы Jethro Tull, Mediterranean Tales (Across The Water) группы Triumvirat, Octopus от Gentle Giant и 666: The Apocalypse Of Saint John от Aphrodite’s Child, греческой группы с клавишником Эвангелосом Одиссеосом Папатанасиу (который более известен как композитор Вангелис).

Однако крупнейшими прог-рок-звездами 1972 года были Emerson, Lake & Palmer, выпустившие в 1972 году насыщенный синтезатором Trilogy, а в 1973 году – Brain Salad Surgery. Участники этой супер-группы: Кит Эмерсон на клавишных – в 1967 году, будучи участников группы The Nice, он участвовал в записи The Thoughts of Emerlist Davjack, который некоторые считают первым настоящим альбомом прог-рока; басист Грег Лейк – его резюме включает в сея участие в King Crimson; и барабанщик Карл Палмер – пережил несколько интенсивных лет с The Crazy World of Arthur Brown и Atomic Rooster.

70-е потихоньку шли, и Genesis дали миру Selling England by the Pound (1973) и The Lamb Lies Dead on Broadway (1974). В это время Майк Олдфилд изо всех сил пытался убедить хоть кого-нибудь в музыкальной индустрии выпустить его перегруженный спецэффектами и инструментальными проигрышами альбом Tubular Bells. Ему повезло встретить Ричарда Брэнсона, который только-только основал лейбл Virgin Records и выпустил альбом Олдфилда в 1973 году – это был первый релиз лейбла. На сегодняшний день продано более 15 миллионов копий этого альбома.

В 1974 году пара немецких групп привносит в прог-рок электронику и синти-поп, хотя Autobahn группы Kraftwerk был более «попсовым», чем эмбиент-альбом Phaedra от Tangerine Dream. На следующий год Pink Floyd выпускают вслед за своим невероятным Dark Side of the Moon (1973) настоящее сокровище прог-рока – Wish You Were Here.

К концу десятилетия прог-рок сцену пытаются завоевать две американские группы. Канадцы Rush выпускают в 1975 году два альбома – Caress of Steel теперь занимает достойное место в коллекциях фанатов, и 2112 1976 года также уже стал классикой.. В США группа Kansas тоже выпускает пару альбомов в 1975 году, но приобрести стоит их Leftoverture 1976 года – если, конечно, у вас его еще нет.

В 1977 году прогрессивный рок достиг пика развития – британцы The Alan Parsons Project выпустили альбом I, Robot.