ROLLING STONES
THEIR SATANIC MAJESTIES REQUEST
Резюме обзора: The Rolling Stones доказали свою музыкальную гибкость этим замечательно-психоделическим (пусть и местами невнятным) альбомом.
Легенда гласит, что с 1966 по 1967 год The Rolling Stones были всего лишь бледной имитацией The Beatles. В это время они смягчили свою музыку, стал более поп-ориентированными и начали подражать всему, что делали «битлы». Конечно же, так оно и есть, не зря же Леннон сказал: “все, что мы сделали, они повторили полгода спустя”. Так зачем кому-либо придавать хотя бы малейшее значение психоделическому эксперименту The Rolling Stones? Формально, так оно и есть, стопроцентная правда. Однако если прослушать этот альбом внимательнее, оказывается, что The Rolling Stones гораздо больше похожи в этом альбоме на Pink Floyd или Jefferson Airplane. Они более наркотически-психоделические, чем записи битлов 67-го года, которые развивались по более эстрадному пути. Тогда откуда весь этот сыр-бор? Вероятно, он появился из-за обложек альбомов The Rolling Stones и The Beatles, которые и правда довольно похожи друг на друга. В любом случае, в 1967 году все делали такую музыку, The Rolling Stones здесь не исключение.
Наиболее впечатляющий элемент этого альбома – тексты песен; к концу 1967 года The Rolling Stones научились писать отличные песни, и этот альбом тому доказательство. Во-первых, на нем содержатся две песни, ставшие классикой – «She’s A Rainbow2 и «2000 Light Years From Home». Первая песня – это, пожалуй, самая прекрасная (в традиционном понимании этого слова) песня, которую The Rolling Stones когда либо написали. Начиная с первых фортепианных аккордов песня захватывает слушателя своей неземной, жизнерадостной природой и восхитительной слаженностью группы – захватывает и не отпускает. Мик звучит как сама невинность на строках “She comes in colors ev’rywhere, She combs her hair, She’s like a rainbow” (“Она здесь, вся в цветах, Она расчесывает волосы, Она – радуга”), а остальные члены группы создают для ведущего вокалиста чарующий, изящный аккомпанемент. Струнные, вступающие в инструментальном проигрыше, делают мелодию еще богаче. Вторая песня – таинственная, темная, мистическая; Брайан вступает в одиночку, неприятно перебирая клавиши фортепиано, пока Кит не начинает аккомпанировать ему мрачными риффами. Затем резко вступает Чарли на ударных, приглашая слушателя в футуристическую, космическую атмосферу мелодии. И на вершине всего этого – Мик, поющий настолько неземным голосом, насколько это возможно: “It’s so very lonely, you’re six hundred light years from home” (“Здесь так одиноко, ты в шестиста световых лет от дома”). Уникальный эксперимент, идеально подходящий для тех, кто хочет узнать, на что способны The Rolling Stones за пределами рок-н-ролла.
И после этих песен группа не снижает планку – совсем наоборот. В самом начале альбома вас встречает совершенно выдающаяся поп-песня, «Sing This All Together». Песня наполнена джазовой энергетикой; интригующая партия фортепиано, потрясающий перфоманс Кита, саксофон – все это отлично поддерживает основной мотив, а ударные создают расслабленную атмосферу. Однако от восьмиминутной импровизации в этой песне лучше держаться подальше любой ценой. Она слишком уж “наркоманская” и негармоничная, как будто вообще не из этого альбома. Лишь реприза ближе к концу мелодии как-то сглаживает общее впечатление, но в общем и целом альбом ничуть не потеряет, если импровизацию полностью вырезать. То же самое можно сказать и о последней песне альбома, в которой совершенно нет смыла, и, скорее всего, на альбом ее впихнули, чтобы придать ему “концептуальности”, чтобы он был похож на Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Мелодия здесь неплохая, но не особо впечатляющая, и в целом кажется, будто The Rolling Stones слишком стараются, а для них это несвойственно. «Gomper», пожалуй, неплохая песня, но слишком уж длинная и не настолько запоминающаяся, как другие песни – и это не говоря о том, что она подозрительно напоминает песню Харрисона «Within You, Without You».
К счастью, остальные песни полностью искупают эти недастатки. «Citadel» – образец “классической” рок-песни, в основном благодаря жесткой гитаре Кита и безумным ударным Чарли; грандиозные пассажи Хопкинса на клавесине и саксофон Брайана тоже играют свою роль в создании атмосферы. «In Another Land» – единственная песня с текстом Билла Уаймана, и у нее просто потрясающая мелодия. Сонный вокал Билла на фоне мечтательной мелодии прекрасно контрастирует с зажигательным вокалом Мика и громкими ударными Чарли. В «2000 Man» мы слышим выдающееся исполнение на акустических гитарах, в которое Кит естественным образом вплетает свою партию, сопровождающуюся “непривычными” ударными и “чистым” вокалом Мика. Вскоре песня превращается в зажигательную смесь поп- и рок-музыки, а заканчивается она примерно так же, как и началась. И, наконец, «The Lantern» – потрясающее путешествие в арабскую культуру, до краев наполненное слаженной и вдохновленной игрой всех участников группы; Мик тоже звучит здесь чудесно – его вокал одурманивает, он полон мистики и волшебства.
Итак, единственная проблема альбома – подбор песен. Три вышеупомянутых “слабых” трека можно с легкостью забыть – было глупо пытаться сделать этот альбом “концептуальным”. Импровизацию можно было с легкостью заменить такими замечательными песнями как «We Love You» и «Dandelion» – в сумме они длятся столько же, сколько и импровизация. В этом плане отсутствие ажиотажа вокруг альбома вполне оправдано; пусть психоделика этого альбома и не похожа не битловскую, The Rolling Stones совершили ошибку, выбрав подражание битловской “концептуальности” в ущерб собственному альбому. И, конечно, вполне можно было бы убрать с альбома «Gomper» и «On With The Show» – итого получился бы 35-минутный альбом чистого наслаждения. В целом, у альбома могли бы быть и выше рейтинг, не будь на нем всех этих слабых моментов. С другой стороны, у этого альбома такой отличный темп и ритм, что даже его недостатки не так уж и отравляют наслаждение, что он приносит. Так что постарайтесь найти эту запись – она демонстрирует превосходное мастерство The Rolling Stones и разнообразие их музыкальных экспериментов.