В 1977 году Pink Floyd была одной из лучших групп в мире – если вообще не самой лучшей. Последние 3 выпущенные альбома The Dark Side of The Moon, Wish You Were Here и Animals) были чрезвычайно успешными в коммерческом плане и благосклонно приняты критиками, поэтому казалось, что, несмотря на напряженность и интриги внутри коллектива, у группы не было никаких причин прекращать выпускать отличные альбомы. На это определенно рассчитывала их звукозаписывающая компания, на это надеялись и фанаты, только вот Роджеру Уотерсу об этом, видимо, забыли сообщить. После постыдного инцидента во время тура в поддержку Animals, когда он плюнул в лицо поклоннику, Уотерс почувствовал, что отдалился от своих фанатов, застрял «за стеной», и в основном по собственной вине. Именно эти мысли и приведут его к созданию концептуального альбома, который впоследствии станет в один ряд с шедеврами музыкальной индустрии. И как бы вы ни относились к альбому The Wall, нельзя отрицать, что получился он крайне выдающимся.
Сюжет вращается вокруг вымышленного главного героя по имени Пинк. История его жизни подается в виде воспоминаний – начиная с его детства в Англии военного времени и заканчивая настоящим, где Пинк влачит существование разочаровавшейся в жизни рок-звезды. Если сюжет показался вам слегка знакомым, то это потому, что The Wall – частично автобиографичное творение Роджера Уотерса, и это делает альбом более живым и «человечным». Сложно представить, чтобы кто-либо создал подобный альбом, не имея схожего личного опыта. Вы, должно быть, уже заметили, что я назвал этот альбом творением Роджера Уотерса. Это, конечно, слегка преувеличенно, однако именно ему принадлежит концепция альбома, тексты песен, а также львиная доля музыки. Именно это диктаторское отношение Уотерса к записи альбома, его резкая нетерпимость к вмешательству в его планы и привела в конечном итоге к тому, что Ричарда Райта выгнали из группы и позже наняли в качестве сессионного музыканта. До сих пор ходят слухи, что такая же участь могла постичь и Ника Мейсона. Даже если абстрагироваться от каких-либо домыслов, нельзя спорить, что с созданием этого альбома фактически завершилась эпоха «классических Pink Floyd», так как их последний альбом с участием Роджера Уотерса, The Final Cut, еще больше походивший на его сольный проект, стал огромным разочарованием. Учитывая эти обстоятельства, так ли уж удивительно, что альбом вышел именно таким?
Немного дополнительных сведений о концепции альбома: кирпичами стены, воздвигнутой Пинком в желании спрятаться, являются психологические травмы – смерть отца, чрезмерно опекающая мать, жестокие учителя, злоупотребление наркотиками, неудачный брак, слава – все это заставляет героя изолироваться, спрятаться за стеной в попытке самозащиты. После завершения «строительства» стены Пинка поглощает неофашистские безумие, и он начинает устрашающе напоминать Гитлера, из-за которого когда-то сам потерял отца. Альбом завершается разрушением стены, однако судьба Пинка остается довольно расплывчатой – позже я объясню, почему.
Ладно, пора перейти непосредственно к музыке, и поскольку многие песни незаметно перетекают одна в другую, я не буду рассматривать каждую из них по-отдельности. Альбом начинается с мелодии, которой также завершается последний трек («Outside The Wall»), и первое, что мы слышим – голос Уотерса, спрашивающего: «…откуда мы пришли?» Это сразу же добавляет альбому новый уровень глубины, так как заключительные слова альбома – «Не является ли это тем местом…». Другими словами, если вы поставите альбом на повтор, он приобретет циклический характер. Вы можете толковать это по-своему, но мне кажется, что так Уотерс показывает, что с концом альбома не заканчиваются проблемы Пинка, и его жизнь, как и жизнь всех нас, идет по кругу, из которого невозможно вырваться. «In The Flesh?» сама по себе является отличным вступлением: тремоло на барабанах Ника Мейсона и властная гитара Гилмора делают ее очень мощной рок-песней, которая вкупе с обращением Уотерса к прибывающей на шоу толпе превращается в блестящий аудиоспектакль. К концу «In The Flesh?» появляются звуки истребителя, заглушающие музыку, и композиция завершается плачем ребенка, тут же плавно перетекая в «The Thin Ice». «The Thin Ice», более мягкая песня, начинается с партии Гилмора, поющего от лица родителей Пинка при его рождении, а после в роли измученного голоса жизни цинично вступает Роджер Уотерс, предупреждая Пинка о подстерегающих его опасностях. Пока что все в порядке, и песня без паузы перетекает в «Another Brick In The Wall (Part 1)».
Эта песня, а точнее, первая из трех ее частей, знаменует собой начало возведения Пинком стены. Из слов «Папочка сгинул за океаном, оставив после себя лишь воспоминания» мы понимаем, что отец Пинка погиб на войне, и жизнь Пинка уже в таком юном возрасте начинает меняться к худшему. Затем идет «The Happiest Days Of Our Lives», с осуждающими словами Уотерса: «…там были учителя, которые издевались над детьми, как только могли», звучащими на фоне тихого, напоминающего диско ритма. Рассказ о несправедливости учителей постепенно превращается в мстительные фантазии о том, как этих учителей дома избивают их собственные жены. Очевидно, эта песня описывает проблемы Пинка в образовании, так же, как и следующая – «Another Brick In The Wall (Part 2)». Это одна из самых известных песен группы, с похожим на гимн припевом: «Эй, учитель! Оставь детей в покое!», детским хором, исполняющим эти же строчки, а также знаменитой гитарной партией в стиле диско от Дэвида Гилмора. Эта замечательная песня выражает протест против монотонного стиля преподавания, господствующего в английской системе образования, а ее завершающие аккорды просто бесподобны.
Первый настоящий переломный момент в альбоме — «Mother», мягкая акустическая песня, в которой Гилмор поет от лица чрезмерно заботливой матери, пытающейся удержать Пинка «под своим крылом» в попытке защитить, что лишь приводит к еще большему отдалению Пинка от реальной жизни. Об этой песне можно еще многое написать – с музыкальной точки зрения она одна из лучших в альбоме, а текст посвящен матери, которая пристально следит за девушками Пинка и дает ему советы относительно его будущей жизни. Также в этой песне одно из лучших гитарных соло в альбоме, сдержанное и изящное. Иными словами, гениальное. Однако после этого момента качество альбома будто бы падает. На данный момент развития истории «Goodbye Blue Sky» – самая параноидальная песня, и беззаботный вокал Гилмора создает любопытный контраст с текстом песни («Ты видел испуганных людей?») и угрюмой гитарной партией, наигрываемой на фоне. Обозначив начало взрослой жизни Пинка, песня перетекает в мрачную «Empty Spaces», в которой на фоне властно-холодной гитарной партии можно услышать звуки рабочего лагеря, после чего Уотерс спрашивает кого-то: «Как мне достроить стену?» «Young Lust» по-настоящему выделяется в альбоме. Дейв Гилмор напевает: «Мне нужна распутная женщина», а сама песня звучит как умышленная пародия на рок-н-ролльное буйство – все это нам демонстрирует, как без ограничений матери Пинк быстро пускается во все тяжкие.
«One Of My Turns», однако, показывает, что на самом деле у Пинка серьезные проблемы. Эта песня, с еле слышной за тихим вокалом Уотерса музыкой, жалуется на неверность жены Пинка, на его неспособность найти общий язык с группи, которую он привез в отель, затем с внезапным крещендо Пинк нападает на группи, после чего песня завершается его недоуменным криком отчаяния: «Почему ты убегаешь от меня?». В «Don’t Leave Me Now» Пинк умоляет свою жену не покидать его, после чего, практически не переводя дыхание, угрожает пропустить ее через шредер. Вся песня выдержана в эмоционально неустойчивом тоне, на фоне тихих гитарных и фортепианных аккордов, и символизирует надвигающуюся депрессию Пинка. Как и во многих других песнях, здесь Пинк винит весь остальной мир в возведенной вокруг него стене, игнорируя свой собственный вклад в ее постройку. В «Another Brick In The Wall (Part 3)» – самой мрачной части из трех – слова Уотерса: «Мне больше никто не нужен» знаменуют окончательный отказ Пинка поддерживать даже видимость нормальной жизни. «Goodbye Cruel World», последняя песня на первом диске – прощание Пинка с нормальной жизнью и «жестоким миром», с которым он больше не может мириться. В этой песне, как и в предыдущей, тихая инструментальная мелодия, поверх которой легко ложится вокал Уотерса. В этой песне отражается важность Уотерса в создании альбома, и по большому счету это результат его сольной работы.
Во втором диске атмосфера почти мгновенно становится мрачнее. «Hey You» – первая песня после завершения Пинком возведения стены, и ее лирическая составляющая исключительно хороша – здесь Пинк умоляет людей открыть ему свои сердца, хотя сам он на подобное не способен. В сочетании с великолепным гитарным соло это делает «Hey You» одной из лучших взятых в отдельности песен с этого альбома. Также здесь впервые появляются «черви», разъедающие Пинка и погружающие его еще глубже в пучину безумия. Вместе с «Comfortably Numb» эта песня является одним из лучших примеров вокального взаимодействия Гилмора и Уотерса и подводит нас к пропитанной отчаянием и одиночеством «Is There Anybody Out There?». Она состоит всего из одной, повторяющейся четыре раза строки и демонстрирует как Пинк, полностью скрывшись за стеной, пытается найти помощь или хотя бы поддержку, чтобы получить возможность вновь вернуться в реальный мир. Завершает песню Гилмор, играющий на классической гитаре под аккомпанемент тихих звуков оркестра, что это делает песню одной из самых запоминающихся в альбоме.
В «Nobody Home» Уотерс рассматривает свои вещи, размышляя о том, что хоть у него и есть все атрибуты рок-звезды, сейчас он по-настоящему одинок, и ему совершенно не к кому обратиться. Это еще больше удаляет его от реальности, и он ищет способ воссоединиться с миром, хотя из текста песни кажется, что он еще сильнее увязает в наркозависимости. Название песни «Vera» отсылает нас к Вере Линн, английской певице времен второй мировой, а сама песня выражает желание Пинка вернуться в детство и помешать строительству стены в надежде вновь обрести невинность. «Bring The Boys Back Home» – мощное сочетание голоса самого Уотерса и хора, повторяющих одну и ту же фразу под звуки оркестра – очередное детское воспоминание Пинка, умоляющего отца вернуться домой. Эту песню Уотерс назвал центральной частью альбома. После нее идет «Comfortably Numb». Пожалуй, это лучшая песня группы. Уотерс здесь выступает в роли врача, а Гилмор исполняет партию Пинка. По сюжету, Пинку пытаются вколоть наркотики, чтобы убедиться, что он сможет выступить на вечернем шоу. С музыкальной точки зрения эта песня просто невероятна – два великолепных гитарных соло, неземной текст, и красивейшая меланхоличная мелодия, сопровождающая вокальную партию. В «The Show Must Go On» Пинк пытается понять, хочет ли он выходить на сцену и выступать – любопытно, что мысленно он обращается за советом к родителям и просит их забрать его домой. Однако в итоге Пинк решает, что «шоу должно продолжаться».
На этих словах альбом вновь меняется. «In The Flesh» звучит так же мощно и грандиозно, как и первый трек альбома, но с одним небольшим отличием. Первые строки обеих песен звучат одинаково, но теперь после них Пинк сообщает, что «Пинку нехорошо, он остался в отеле» и проверяет преданность своих фанатов, приказывая тем найти представителей расовых меньшинств и «приставить их к стене». Резко усилившаяся изоляция Пинка превратила его в нациста – такого же как тот, что лишил Пинка отца. Песня знаменует завершение трансформации Пинка, однако помимо этого в ней присутствует порицание поп-культуры, порождающей слепо следующих за своими кумирами фанатов. «Run Like Hell» продолжали играть даже после того, как Уотерс покинул группу. В ней Пинк приказывает своим фанатам следовать за ним в его новообретенном фашизме. У песни такой же глубокий ритм в стиле диско, как и в «Another Brick In The Wall», а крики на фоне намекают на то неподдельное зло, что угнездилось в рок-звезде. «Waiting For The Worms» – последняя песня в этом расистском трио. В ней Пинк вновь прощается со всем миром, а затем выкрикивает через мегафон приказы своим последователям и обещает «включить душ и разжечь печи» (явная отсылка к Холокосту). Однако, когда из-за похожей на военный марш мелодии и полного ненависти текста начинает казаться, что Пинк уже никогда не раскается в содеянном, внезапно сквозь рев толпы прорывается его одинокое «Хватит!». На этом моменте начинается «Stop», приходит конец диктаторскому обличью Пинка, и он немедленно задается вопросом: «Неужели я был виновен все это время?». Это дает нам понять, что у Пинка еще есть шанс раскаяться.
Имейте в виду, об этом альбоме можно написать целые книги. Я не преувеличиваю, когда говорю, что об одной только «The Trial» можно было бы написать целые главы. По словам Роджера Уотерса, судебный процесс происходит в воображении самого Пинка, который призывает в качестве свидетелей своего учителя, мать и бывшую жену. В музыкальном отношении песня просто феноменальная. Она балансирует на грани безумия во всем: гремит оркестр, прибывает судья, его громогласный приговор о разрушении стены – кажется, все это ведет песню к еще большему безумию, музыка становится хаотичной, а толпа скандирует: «Разрушь стену!», и вот наконец на фоне становятся слышны звуки разрушающейся стены. Имейте в виду – я не думаю, что эту песню кому-либо под силу описать словами, но абсолютно точно могу сказать, что это одна из самых странных песен, что я когда-либо слышал. И наконец, «Outside The Wall» отходит от концепции альбома, хотя Уотерс никогда не объяснял эту песню, она несет в себе надежду и говорит нам, что по-настоящему любящие вас люди сделают все возможное, чтобы прорваться к вам сквозь выстроенную вами стену, как это случилось с Роджером Уотерсом. Иначе говоря, люди продолжат воздвигать вокруг себя стены, но их можно разрушить, поэтому последний посыл альбома обнадеживает – хоть жизнь и циклична, это не так уж и ужасно.
Если вы дочитали до этого момента, я прошу у вас прощения за такой длинный текст. Знаю, я уделил много внимания концепции альбома, и из-за этого, возможно, недостаточно много сказал о музыке, однако я думаю, что заложенная в этих песнях идея, особенно настолько многогранная, не менее важна, чем музыка. Что касается музыки – она по большей части гениальна, хотя есть моменты, особенно на второй половине первого диска, где музыкальные фрагменты становятся короче, отчего мелодия начинает звучать циклично. Это последний выдающийся альбом Pink Floyd, который непременно должен быть у каждого уважающего себя фаната этой группы. Он вобрал в себя все ингредиенты идеального альбома: воздушная, местами цепляющая, местами жизнеутверждающая музыка, гениальные тексты и впечатляющая работа с инструментами, особенно у Дейва Гилмора. Лучший ли это альбом группы? Наверное, нет. Однако можно совершенно точно сказать, что этот альбом людям интересен больше всего, по вполне понятной причине. И пусть некоторые со мной и не согласятся, я ставлю альбому 5 из 5.