Дата выпуска – август 1965 года
Лейбл – Parlophone Records
Шестидесятые годы ХХ века были поистине судьбоносными для мировой истории. Бушующая война во Вьетнаме, неуклонно нарастающее противостояние сверхдержав в холодной войне, убийство в США Мартина Лютера Кинга – все было готово для революции. На президента Линдона Джоносона все сильнее и сильнее оказывалось давление через протестные группы, особенно распространенные среди студентов. И если вызревающая контр-культура была призвана изменить мир, то официальная законодательная и исполнительная система была сплошь и рядом соткана из нелепиц и карикатур на закон и справедливость. Нацистские преступники и эсэсовские палачи все еще были под судебным преследованием, спустя двадцать лет после окончания Второй мировой войны. Поскольку полномасштабной и глобальной революции не случилось, начала возникать музыкальная революция.
Несмотря на все мировые неурядицы, великолепная четвёрка, “The Beatles”, была уже в двух шагах от звания королей рока. В этот период “Битлз” были подобны царю Мидасу – все, к чему они прикасались, превращалось в золото. Достаточно вспомнить, за какую огромную сумму были проданы медальоны с прядями их волос. Тем не менее, прорвавшись сквозь эту суету, появился долгожданный альбом “Help!”, первый альбом, в котором был ясно обозначен тот самый фирменный битловский музыкальный стиль, который впоследствии станет доминирующим в их творчестве. Применив те же музыкальные приемы, которые привели альбом “A Hard Day’s Night” к ошеломляющему успеху, и творчески развив и углубив их содержание и сложность, “Битлз” выковали свой уникальный музыкальный почерк, покоривший Америку и весь остальной мир.
Джон Леннон, как многим известно, был довольно эксцентричным человеком. Считается, что поэзия (в частности, написание песен) способствует уравновешиванию различных страстей и приводят человека к гармонии с самим собой. Леннон, видимо, устав от того, что в каждой его песне звучит фраза
“Я люблю тебя” (“I love you”), решил воспользоваться проверенным способом и еще раз, уже на зрелом уровне, стал автором текстов песен для нового альбома. Одноименная песня “Help!” полна музыкальными приемами, которые выделяют музыку “Битлз” – россыпи звенящих аккордов, насыщенный, зрелый вокал и хор, классическое хоровое исполнение. С этого момента идея, что песня обязательно должна быть о девушке и/или романтических отношениях, становится устаревшей и излишней.
В то время как поэтические послания Боба Дилана, что называется, буквально веяли в воздухе (знаменитая композиция “Blowin’ in the wind”), “Битлз” и Леннон, в частности, стали замечать их влияние на весь процесс написания текстов их собственных песен. Влияние Дилана можно прямо проследить в “Help!” и более спокойной “She Loves You”, но с наибольшей силой они проявляются в “You’ve Got to Hide Your Love Away”. Хотя и здесь есть хорошо знакомые темы отношений (девушка отшивает парня, парень в печали, и так далее), текст песни кажется намного более продуманным и серьезным, и скажем так, не таким самодовольным, как в “You Can’t Do That”. В композиции “It’s Only Love” ярко проявился талант Леннона как вокалиста, это одна из самых сильных песен в альбоме. Джордж Харрисон в композиции “I Need You” демонстрирует свою оригинальную, хотя еще и незрелую, технику игры на 12-струнной гитаре. Песня очень мелодична, но, как и огромное большинство всех песен “Битлз”, до неприличия коротка.
Пол Маккарти отсутствует всю первую часть альбома, а во второй принимает участие в “The Night Before”. Это был еще не звездный час Пола, поскольку планеты в его гороскопе еще не заняли нужное положение, и мы, простые смертные, еще не были к этому готовы. Вторая песня Маккартни “Another Girl” – уже более серьезный вклад в общий успех альбома, он объединил бойкий ритм и мелодию с обволакивающей гитарой Харрисона. А композиция “You’re Gonna Lose That Girl” является превосходным примером гениального стихотворного и музыкального таланта “Битлз”. Леннон, Маккартни и Харрисон здесь вне конкуренции. Пол также отлично показывает себя в балладе “Tell Me What you See” – очаровательной, красивой и практически совершенной, это, без сомнения, одно из первых проявлений его музыкального гения. А следующая композиция, “I’ve Just Seen a Face”, многими слушателями рассматривается как первый кандидат в качестве топ-трека.
И наконец, “Yesterday”. Что можно сказать про одну из самых исполняемых в мире песен, которую можно сравнить лишь с “Imagine” Джона Леннона? Это достойный вклад Пола Маккартни в завершающую композицию альбома, здесь он играет на акустической гитаре и поет о любви. Невероятно сильная в компоновке и стиле исполнения, эта песня является вторым кандидатом на звание лучшей в альбоме.
Именно с выпуском “Help!” в мире закрепляется культурное и политическое явление, впоследствии получившее название “битломания”. Да, у “Битлз” есть работы более серьезные и творчески насыщенные, но это был первый альбом, после выпуска которого мир начал окончательно и бесповоротно сходить с ума по ливерпульской четверке. Сомнений быть не может – “Help!” обязан быть в коллекции.