blue train 1 43 фотоblue train 3 61 фото

Обзор альбома Blue Train Джона Колтрейна (John Coltrane)

Год выхода – 1957

ЛейблBlue Note Records

Состав исполнителей:

Джон Колтрейн (John Coltrane) тенор саксофон
Ли Морган (Lee Morgan) – труба
Кертис Фуллер (Curtis Fuller) – тромбон
Кенни Дрю (Kenny Drew) – пианино
Пол Чамберс (Paul Chambers) – бас
ФиллиДжо Джонс (“Philly” Joe Jones) – ударные

Один из самых моих любимых альбомов в истории джаза.

Альбом “Blue Train”, вышедший в 1957 году, был первой попыткой Колтрейна выступить в качестве лидера и автора музыки для своего джазового оркестра. До этого Колтрейн работал с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), выступал в больших и малых джазовых коллективах, играя на альтовом  саксофоне, первом музыкальном инструменте, на котором он учился играть. Он также пробовал играть на кларнете.

Первый творческий прорыв Джона Колтрейна  как джазового музыканта, состоялся в коллективе-квинтете Майлза Дэвиса. Его игра на  саксофоне для альбомов Дэвиса  “Milestones”, “Round About Midnight”, и конечно, участие в легендарном “Kind of Blue” показали, что он стал настоящим виртуозом, создавшим свой собственный стиль музыкального исполнения, названный позже “sheets of sound” (“страницы звука”). Именно в “Kind of Blue” Джон Колтрейн впервые выступил как фронтмен, наравне с басистом и сессионным ударником. Альбом интересен тем, что в нем звучит тромбон, редкость в мире джаза.

На самом деле, это одна из самых лучший записей Колтрейна. Его первый и единственный релиз от легендарной звукозаписывающей студии Blue Note.

Первая композиция альбома – “Blue Train”,  12-тактовый джаз, не очень далеко ушедший от стандартного исполнения бибоп джаза, к примеру, Чарли Паркером (Charlie Parker) и ему подобными. Мелодия подана очень интересно, бас, пианино и ударные играют четко и слитно. Колтрейн исполняет свои соло в необычайно энергичной манере. Это признанная классика.

Следующая композиция,Moment’s Notice”, уже чертовски впечатляюща, очень сложное исполнение, с быстрыми и техничными аккордами, она показывают слушателю, как легко Колтрейн справляется даже с пассажами невероятной сложности. Все музыканты играют в невероятной гармонии друг с другом. Название трека “Момент Истины”, отражает ситуацию, возникшую при записи, когда Кертис Фуллер внезапно открыл новые возможности звучания своего тромбона. Труба Моргана доминирует в исполнении, а Джонс вставляет прекрасные голосовые реплики, расцвечивая музыку дополнительными яркими штрихами. Чамберс на ударных виртуозен и восхитителен, Дрю не отстает. Отлично!

Далее, “Locomotion”, чуть менее запоминающаяся, но по-своему очень красивая композиция. Колтрейн вместо Джонса также вставляет несколько реплик в тему. Его  соло здесь более медленное и мелодичное, сияет красотой исполнения.

А когда начинается I’m Old Fashioned, в своей расслабленной и медленной манере, по сравнению с остальными треками, то очевидно, что здесь и находятся истоки кул-джаза. Это кавер от Джона Колтрейна (он не является ее автором), но здесь Колтрейн доказывает, что ему по силам любой стиль, и он будет отыгран в наилучшем виде. Нет слов, это просто прекрасно.

Завершающая “Lazy Bird” просто вводит в экстаз своими невообразимыми соло от всех участников коллектива. Начинается все с пианино, затем в игру вступают Морган и Фуллер. Игра Джонса погружает в себя настолько, что заставляет слушателя непроизвольно отбивать такт ногой. Завершение идеально.

“Blue Train”, безусловно, олицетворяет собой лучшую попытку Колтрейна создать свой собственный музыкальный коллектив. Да, его более поздние работы, “Giant Steps” и “A Love Supreme” пользуются большей популярностью и известностью, но этот альбом находится на одном уровне с ними, принимая во внимание отсутствие какого-либо опыта Колтрейна в качестве лидера и автора композиций.

Влияние альбома “Blue Train” на джаз трудно переоценить. Звучание оркестра и альбома отличается от остальных джазовых записей, революционно для своего времени, а некоторые треки используются при прослушиваниях дорогой аудиотехники. Я ставлю альбому твердую пятерку и настоятельно рекомендуем его не только всем поклонникам джаза, но всем любителям настоящего музыкального мастерства.