Дата выходасентябрь 1967

Лейбл – Deram Records(US release)

В конце шестидесятых – начале семидесятых годов ХХ века в западных странах наступил период радикальных социальных изменений. Культура хиппи, доминировавшая почти десятилетие до этого, начала уменьшаться перед лицом новых течений. Женщины, следуя примеру афроамериканских активистов по защите гражданских прав, станут все более решительно заявлять о себе в кампании за гендерное равенство. Началась бытовая технологическая революция, электроника стала играть все большую роль в повседневной жизни. The Beatles, бесспорно, олицетворение предшествующей эпохи, получили отставку. Следующие несколько лет изменили общество до неузнаваемости

Все эти изменения служили мощным катализатором эволюции музыки, и психоделия середины шестидесятых переросла в прогрессив-рок. Procol Harum был одной из первых групп-выразителей нового стиля, и их дебютный альбом “A Whiter Shade Of Pale” установил некий стандарт для данного жанра (до тех пор, пока King Crimson не выпустила “The Court Of The Crimson King”).

«Whiter Shade Of Pale» был выпущен в то время, когда прог-рок еще не был нормой, но некоторые композиторы и музыканты, утомленные стилями тех лет, уже начали активно внедрять блюзовую музыку и различные психоделические творения. Альбом представляет собой смесь двух жанров: блюз таких гигантов, как Jimi Hendrix, смешиваемый с мелодическими тенденциями в стиле Pink Floyd, и небольшое влияние эффекта барокко. Последний предоставлен Мэтью Фишером, чье исполнение на органе является одним из самых потрясающих в рок-музыке – его Hammond(электронный клавишный инструмент фирмы The Hammond Instrument Company – прим. переводчика) чудесно отыгрывает все, от джазовых соло до вдохновленных Бахом мелодий, и это звучит удивительно естественно среди блюзового фона.

Композиции Procol Harum, как и у многих прогрессив- групп, весьма замысловаты по постановке, по большей части, сложные, комплексные. Но, в отличие от их современников, группа никогда не опускалась в бессмысленные глубины, и песни никогда не выглядят чересчур вычурными. Органы, клавишные, гитары и даже редкие рожки – все переплетаются между собой и играют друг на друга, при этом музыка никогда не становится запутанной и подавляющей.

К счастью, все композиции отличаются краткостью, обычно присущей блюзовой музыке – вследствие данного факта, творческие порывы в альбоме не ощущаются затянутыми по времени. Лишь “Repent Walpugis”, пятиминутный инструметал, сочетающий меланхолию, душевный блюз и прелюдию Баха, кажется излишне напыщенным и немного тоскливым (в действительности, эта композиция – одна из самых лучших в альбоме).

Следует отдать должное текстам Кита Рида, большинство из которых, помимо весьма прямолинейного в “Mabel” представляют собой плотные, сюрреалистические работы, которые меньше опираются на смысл и больше на атмосферу. Умелые поэтические, интеллектуальные, но не показные и демонстративные, тексты служат прекрасным дополнением к великолепным музыкальным   “She Wandered Through the Garden Fence” и “Conquistador”.

“Procol Harum” возможно, самый интересный и актуальный альбом, выпущенный в то бурное время, когда были заложены первые основы прогрессив-рока. Одна лишь Whiter Shade Of Pale стоит любого потраченного времени, даже для тех, кто просто интересуется жанром. Мои рекомендации