Magical Mystery Tour – очень странная вещь в дискографии The Beatles, и это претендент на звание самого недооцененного их альбома. Я знаю, что многие из вас подумали, прочитав это предложение. “Как такое может быть, чтобы что-то из The Beatles было недооценено? Они крупнейшая группа в мире!” В обычной ситуации я бы с вами согласился. Однако этот альбом действительно недооценен, и причина этого проста: время релиза. Он вышел сразу после Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band и Revolver, незадолго до выхода The White Album, и поэтому он часто теряется, и все забывают, насколько этот альбом выдающийся. Как и The White Album, этот альбом звучит так, словно на нем слишком много идей для одной группы. Отчасти это объяснятеся тем, что это наполовину саундтрек к одноименному фильму, наполовину компиляция из крупнейших синглов предыдущего года. Этот альбом – довольно странная коллекция песен, включающая как психоделичные композиции, которые органично вписались бы в Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band, так и отличные поп-песни, такие как “Penny Lane”. Также при прослушивании альбома нельзя забывать о концепции, которую он поддерживает. 1967 год был “годом любви”, поэтому такие песни как “All You Need Is Love” были не только гимнами эпохи, но и гимнами целой музыкальной эры. Теперь понимаете, почему этот альбом можно смело назвать недооцененным?

Первая композиция, “Magical Mystery Tour”, сразу задает альбому веселое настроение, на фоне постоянно звучат духовые и разного рода шум, призванный в полной мере продемонстрировать веселье предстоящего путешествия. Текст также преследует эту цель, и Маккартни продолжает зазывать: “Присоединяйтесь к загадочному путешествию!” Конечно, можно привычно записать эту песню в “кислотный психодел”, однако она закладывает отличное начало как для альбома, так и для одноименного ТВ-шоу. “The Fool On The Hill” – еще одна песня Маккартни, которую впоследствии отнесут к альбому The White Album. Она построена на мягкой партии фортепиано, которой аккомпанирует печальная умиротворяющая флейта, проступающая сквозь звуки других инструментов. Текст песни, судя по всему, направлен против тех, кто презирал распространенную тогда культуру хиппи. В песне говорится, что дурак на холме на самом деле мудрее, чем кажется, и эта позиция отражает личные убеждения группы. Первые две песни подкрепляют позицию тех, кто считает этот альбом одним из самых недооцененных, но “Flying” слегка мешает. Это одна из немногих их композиций без слов. Песня построена на партиях синтезированного органа и меллотрона Леннона, которые создают довольно “одурманенную” атмосферу, но особой ценности композиции не придают. Конечно, этот альбом не был бы “битловским” без композиции Харрисона – на этот раз это “Blue Jay Way”. Эта песня звучит мрачнее остальных из-за почти неразборчивого, слегка скрипучего вокала, контрастирующего с отчетливыми и даже громкими ударными Старра, а также из-за постоянно повторяющейся фразы “please, don’t be long” (прошу, не медли). Все это вкупе создает в песне довольно наркотическую атмосферу. Слушая эту песню, вы почти ощущаете запах дыма всего того, что битлы выкурили во время записи этой песни, и эта странность выделяет песню на альбоме. Хотя она, тем не менее, все равно отличная.

“Your Mother Should Know” – это, возможно, вторая по слабости песня на альбоме. Она до странности статична, а ее ритм будто создан для уроков танцев. Но в ней, тем не менее, можно услышать все то, что всегда выделяло The Beatles: запоминающаяся партия клавишных и наслаивающийся друг на друга вокал Леннона и Маккартни, напоминающий нам, как же хорошо они работают в дуэте. Повтор одной и той же фразы может звучать отлично, но здесь это придает песне закостенелый, “неживой” характер. Песня, которую совершенно точно нельзя назвать “неживой” – это, конечно же, “I Am The Walrus”. Ее регулярно называют самой странной песней с точки зрения лирической составляющей – все всеми ее “посиделками на воздушной кукурузе”, пением пингвинов и повторяющимся названием песни. Однакое ее музыкальная составляющая невероятно сложна – на безумный голос Леннона накладываются невообразимые эффекты, а посередине песни есть небольшой перерыв, где ситуацией полностью завладевают струнные. Если захотите послушать психоделические песни The Beatles, то вам скорее всего посоветуют именно ее – по вполне понятным причинам. И хотя песня – полная чушь, эту чушь крайне приятно слушать.

На этой песне заканчивается саундтрек к фильму Magical Mystery Tour, за ней следуют ранее выпущенные синглы. Естественно, это полностью меняет настроение альбома, а также придает ему вид “сборника лучших хитов”. Первая песня из этой категории – “Hello Goodbye”. в ней запечатлено все то, что делало The Beatles великими. Очень мелодичная партия фортепиано и легкие ударные Старра подкрепляют вокал Маккартни, который поет, с позволения сказать, невыносимо счастливым голосом. Однако, как мне кажется, именно завершающая часть песни делает ее особенной – кажется, что музыка уже закончилась, но она возвращается вновь, и Маккартни поет какую-то неразборчивую ерунду, перемежая ее случайными возгласами. “Strawberry Fields Forever” (вместе с “Penny Lane”) может быть назван величайшим синглом с двумя передними сторонами в истории музыки. Это невероятная с точки зрения структуры песня. Джордж Мартин благодаря своей магии продюсирования смог идеально совместить два дубля, один из них ускорив, а второй замедлив. Это привело к изменению текстуры мелодии. Помимо этого, звучание медных духовых и меллотрона в этой песне стало образцом и примером для подражания для других исполнителей. Музыку очень трудно описать словами – в ней много частей, смысл текст размыт, и есть этот странный момент в конце, где Джон якобы говорит “Я похоронил Пола” (на самом деле он сказал “клюквенный соус”). Этот момент подогрел слухи о смерти Пола Маккартни.

“Penny Lane” и “Baby You’re A Rich Man” гораздо менее сложные, но все равно отличные поп-песни. “Penny Lane” – это бодрая пробежка по Ливерпулю, своеобразная дань уважения этому городу. Музыкальная часть снова на высоте, особенно интерлюдия на трубе, и это еще один образец выдеющегося мастерства The Beatles. “Baby You’re A Rich Man” звучит довольно обычно по сравнению с другими поп-шедеврами, но ее необычный ритм на ударных и слегка речитативный вокал придают песне легкое джазовое ощущение, что даказывает, что хоть Magical Mystery Tour и считается “психоделическим альбомом”, в нем содержится гораздо больше. Последний трек альбома, “All You Need Is Love”, одновременно довольно банален и оптимистичен, но в то же время эта песня странным образом прекрасна. Ирония этого трека, вступление, взятое из гимна Франции, и звуки рога, которые привносят в песню совершенно новое звучание – все это делает “All You Need Is Love” одной из лучших песен The Beatles, а ее универсальный характер объясняет, хотя бы частично, почему ее слава до сих пор жива. Последняя часть песни, где музыка затихает и вступает реприза из классической битловской песни “She Loves You”, демонстрирует нам, какую удивительную трансформацию совершила группа за эти четыре года – эти строки звучат как из другой эпохи.

Конечно, понятие “недооценненный” довольно условно, когда речь заходит о The Beatles, но все же альбом можно описать этим словом. Первая половина этого альбома довольно экспериментальна, но тем не менее многие песни из нее можно причислить к лучшим работам The Beatles и включить в собрание их величайших хитов. Ну а вторую половину этого альбома можно включить в такое собрание целиком и полностью. Парочка слабых треков не позволяет дать этому альбому наивысшую оценку, но если вы хотите получше узнать творчество важнейшей группы в истории или хотите расширить свою коллекцию, то этот альбом – определенно то, что вам нужно. Особенно если учесть, что на этом альбоме содержится один из величайших в истории психоделических экспериментов и песни с “сингла с двумя передними сторонами”.