ike 46 фото

Этот диск довольно тяжело слушать. Не из-за музыки – она-то прекрасна, а из-за сопутствующих ей событий. Этот альбом, записанный в октябре 1962 года, стал для тенор-саксофониста Айка Квебека последним. Меньше чем четыре месяца спустя он умер от рака лёгких. Этот факт застревает в мозгу, как засидевшийся у вас дома гость.

Эта меланхоличная, красивая и мечтательно-печальная музыка отлично подходит на роль последнего высказывания музыканта, больше известного своими жесткими, яркими джазовыми композициями. Удивительно, насколько прекрасную музыку удалось создать Квебеку, который наверняка уже знал, что скоро уйдет навсегда. Но как сказал инженер звукозаписи Руди Ван Гелдер в примечании к этому RVG ремастеру: «Айк всегда играл очень красиво, даже в самом конце, умирая… То есть, на самом деле, по-настоящему умирая». И это правда. Несмотря на все обстоятельства, “Samba Soul Bossa Nova” — удивительной красоты альбом.

В 1962 году, конечно, казалось, что каждый джазмен решил записать по альбому в стиле босанова. Запустил этот тренд тенор-саксофонист Стэн Гетц, выпустив свой альбом “Jazz Samba” (Verve, 1962), записанный вместе с гитаристом Чарли Бэрдом и содержащий хитовую «Desafinado». К тому времени, как Квебек отправился в студию, в игру вступил даже маэстро Коулмен Хокинс со своим альбомом “Desafinado” (Impulse!, 1962). Потом к тренду присоединились Sun Ra & His Solar Myth Arkestra с альбомом “Sugar Loaf Mountain Bossa Party!” (ладно, это я выдумал – но такое вполне могло произойти!).

К концу года этот жанр уже грозился превратиться в клише; не в последнюю очередь из-за связи с песнями Антониу Карлоса Жобина, чьи мелодии доминируют во многих композициях. Но Квебек был достаточно умен, чтобы разнообразить материал “Samba Soul Bossa Nova” – в конце концов, он начинал с должности A&R-менеджера в Blue Note Records. Мелодии первоклассные, но малоизвестные; использованы работы бразильских композиторов, но не Жобина; также есть две композиции авторства Квебека («Blue Samba» «Me ‘n’ You»), которые можно считать творческим переложением “Goin’ Home” Антонина Дворжака.

“Bossa nova” хорошо подходила как физическому, так и, как мне кажется, ментальному состоянию Квебека в этот период. Никакой напыщенности и эффектной игры на публику – вместо этого деликатность и недосказанность. На протяжении всего альбома саксофонист играет с душераздирающей нежностью, мягко сопровождаемый гитаристом Кенни Беррелом, барабанщиком Вилли Бобо и басистом Уэнделлом Маршаллом.

Если вы уже знакомы с такими шедеврами Квебека, как “The Complete Blue Note 45 Sessions” (Blue Note, 1959-62) и “Blue And Sentimental” (Blue Note, 1961), то альбом “Bossa Nova Soul Samba”поможет вам лучше понять их оба, а также доставит массу удовольствия сам по себе.