Коллекционные записи джазовой музыки, выпущенные на виниловых пластинках, заполняют нишу между некоторыми записями самого раннего блюза, рэгтайма (Ragtime) и диксиленда Dixieland), выпущенными на носителях 78 об/мин, и записями бибопа (bebop), хард-бопа (hard bop) и фри-джаза (free jazz). Вместе с тем, данный жанр включает в себя такие направления, как биг бэнг свинг (big bang swing), Уэст Кост кул (West Coast cool) и некоторые интернациональные вариации.

Для коллекционеров джаза на виниле существуют несколько легендарных имен, но это не те имена, которые приходят на ум в первую очередь. Фанаты сразу вспомнят Луи Армстронга (Louis Armstrong), Кэбелла “Кэба” Кэллоуэя (Cabell «Cab» Calloway) и Дейва Брубека (Dave Brubeck), однако мы говорим сейчас о тех, чья работа тесно связана со студиями и лейблами и о тех, кто непосредственно причастен к уникальным записям великих музыкантов, не только вышеупомянутых, но и многих других.

Одним из самых первых лейблов (торговая марка, связанная с записью и изданием музыкальных записей) была знаменитая “Брансвик Рекордс” (Brunswick Records), студия с почти столетней историей – в 1920-х годах она была крупнейшей в США. В те времена пластинки изготавливались из шеллака (очень хрупкого материала, похожего на стекло), для скорости проигрывания 70 об/мин. Исполнителями, записываемыми на Brunswick (а также на дочерней студии Vocalion), были не только признанные мастера – Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson), Кинг Оливер (King Oliver) – в 1930-х годах лейбл издавал Арти Шоу (Artie Shaw) и Джин Крупа (Gene Krupa) на пластинках 78об/мин.

Работы Brunswick настолько впечатлили британскую студию “Декка рекордс” (Decca records), что она решила открыть филиал в США, и с этой целью наняла Джека Каппа (Jack Kapp), ранее работавшего на Brunswick. Последним достижением Каппа было 11-летнее сотрудничество с Луи Армстронгом, который записал на лейбле 166 композиций. В 1950-х, Brunswick переиздал многие записи с 1930-х и 1940-х годов на долгоиграющих пластинках, открыв для новой аудитории таких исполнителей, как Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton), Арт Тэйтум (Art Tatum), Кэб Кэллоуэй (Cab Calloway), Каунт Бэйси (Count Basie), а также диксиленд-джаз от “Нью Орлеанс Ритм Кингс” (New Orleans Rhythm Kings).

Другим лейблом, на котором выходили релизы на 78 об/мин, считающиеся сейчас очень редкими и коллекционными, является “Блюберд” (Bluebird). Он начинался как недорогой лейбл для RCA Victor (в 1929 году RCA приобрела компанию Victor Talking Machine Company, выпускавшую лучшие в мире фонографы, а также записи для них), но быстро стал своего рода родным домом для исполнителей блюза, особенно для чикагских Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzy), Ледбелли (Leadbelly, Lead Belly) и Сонни Бой Уильямсон (Sonny Boy Williamson). Кроме блюзовых записей, самый известный музыкант, изданный на Bluebird – Гленн Миллер (Glenn Miller), записавший здесь знаменитый концерт “В настроении” (“In the Mood”), выпускались записи и других признанных исполнителей.

Яркой звездой на музыкальном небосклоне сверкает знаменитый лейблБлю Ноут Рекордс” (Blue Note Records), которая была основана в 1939 году специально для качественных джазовых записей. Одной из первых находок Blue Note был саксофонист Сидней Беше (Sydney Bechet), однако настоящая слава пришла к лейблу уже после войны, вместе с записями Анита О`Дэй (Anita O’Day), Лестер Янг (Lester Young), Телониус Монк (Thelonius Monk), Арт Блэйки (Art Blakely) и Макс Роуч (Max Roach). В 1950-х годах, на Blue Note записывались Майлз Дэвис (Miles Davis), Джерри Маллигэн (Gerry Mulligan), Чарли Паркер (Charlie Parker), Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton), Сонни Роллинз (Sonny Rollins), Джон Колтрейн (John Coltrane) и Кенни Беррелл (Kenny Burrell), причем этот список – лишь верхушка айсберга…

Очень большое внимание коллекционеры записей Blue Note уделяют месту, где делались сами прессы. Этих мест два, и они нанесены на этикетку виниловой пластинки с обеих сторон. Адрес “767 Lexington Avenue” ценится гораздо выше, чем адрес “47 W. 63rd St.” или просто “New York, USA”. Различие в прессах имеется и для лейбла “Престиж Рекордс” (Prestige Records), на котором в 1930-х записывались Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt) и Стефан Грапелли (Stephane Grappelli), в 1940-х – Дюк Эллингтон и его оркестр, а в 1950-х – Сонни Ститт (Sonny Stitt), Зут Симс (Zoot Sims) и Modern Jazz Quartet. Каталожные номера с 7001 по 7141 с адресом New York City на этикетке, наиболее популярны у коллекционеров. В то же время, в Калифорнии, Чет Бейкер (Chet Baker), Джерри Маллигэн (Gerry Mulligan), Бад Шанк (Bud Shank) и Лауриндо Альмейда (Laurindo Almeida) записываются на лейбле “Пасифик Джаз Рекордс” (Pacific Jazz Records), который был основан в 1952 году, перед тем как его в 1957 поглотила “Либерти Рекордс” (Liberty Records). В настоящее время, Blue Note дистрибутирует их каталог, имевший пусть и недолгую, но яркую историю, ее релизы очень высоко ценятся у коллекционеров.

Как это ни странно, но пионеры джаза отметились даже во всемогущем Голливуде. К примеру, Луи Армстронг записал партии трубы и вокала для саундтрека к фильму “Высшее общество” (High Society)1956 года, внеся свой вклад в его успех. Кроме Армстронга, в фильме снимались Бинг Кросби и Грэйс Келли, а также Фрэнк Синатра. Армстронга отметился и в еще одной истории связанной с кино – в 1963 году он выпустил свой сингл “Hello Dolly!” как раз в тот момент, когда на экраны вышел фильм с одноименным названием – и продажи сингла резко пошли вверх…