Дата выпуска – январь 1959 года
Лейбл – Blue Note
На протяжении всей своей истории джаз постоянно развивался, никогда не находясь в длительной стагнации. С середины 1940-х годов классический бибоп постепенно уступает место новому джазовому стилю, ведь бибоп всегда был музыкой для прослушивания, а не для танцев, с акцентом в сторону виртуозно акцентированных соло вместо незабываемых мелодий и аранжировок. В 1950-х годах произошла очередная сепарация джаза – кул-джаз стал реакцией против бибопа, а хард-боп поддержал большую часть эстетики прародителя. Исполнители хард-бопа сохранили упор на личную музыкальную импровизацию, качающийся ритм и агрессивную ритм-секцию, а также приверженность к небольшим коллективам, в которых входили лишь ритм-секция и один –два трубача.
Одним из виртуозов хард-бопа, и, фактически, автором этого термина, с альмобом “Hard Bop” 1956 года, стал барабанщик и музыкант Арт Блэйки. В 1953 году Блэйки и музыкант-пианист Хорас Сильвер основали группу The Jazz Messengers, с самого начала проявившей недюжинные таланты. Ее влияние на джаз было огромно. Состав группы постоянно менялся, и Блейки получил возможность постоянно работать с новыми и начинающими джазовыми музыкантами. В разное время, The Jazz Messengers послужила основой для последующего успеха таких музыкантов, как Хэнк Мобли, Кенни Дорэм, Фредди Хаббард, Ли Морган, Чак Маджони, Джеки МакЛин, Уэйн Шортер, Сидар Уолтон, Уинтон Марсалис, Бенни Голсон, Бобби Тиммонс
30 октября 1958 года Art Blakey and The Jazz Messengers записали самоназванный альбом в Van Gelder Studio в Нью-Джерси для лейбла Blue Note. Первая композиция “Moanin` стала настолько известной, что в дальнейшем альбом стали ассоциировать именно с ней. Сам альбом является одним из самых важных и влиятельных для бибопа, из-за своих потрясающих композиций, аранжировки и участвующих музыкантах. Квинтет в то время состоял из коренного уроженца Питтсбурга Арта Блэйки на барабанах, Ли Моргана на трубе (вскоре он станет звездой лейбла Blue Note), Бенни Голсона на тенор-саксофоне, Джайми Мерритта на басе и Бобби Тиммонса на пианино (все последние – из Филадельфии). Бенни Голсон написал аранжировки и принял участие в записи четырех композиций из шести.
Заглавный трек, “Moanin`, написанный Бобби Тиммонсом, стал самым большим хитом Арта Блэйки за всю его продолжительную карьеру. Это одна из тех мелодий, которые помогли создать соул-джаз конца 50-х – начала 60-х годов. ХХ века. Возникшая под влиянием евангельских текстов, “Moanin` использует музыкальную технику “запрос-ответ”, взаимодействуя между фортепиано и трубами. Вместо расслабленного баса, Мерритт играет ритмично и жестко. Морган, Эта песня – яркий пример фанки – или соул-джаза.
Несмотря на то, что во время записи альбома Ли Моргану было всего двадцать лет, он уже два года гастролировал с коллективом Диззи Гиллеспи, трубача-виртуоза, славившегося своими импровизационными исполнениями джазовых мелодий. Именно импровизацию и перенял молодой Морган у своего наставника. Его вклад в альбом незаменим. Морган и Голсон, как единственные трубачи в группе, несут ответственность за музыкальные соло. На стиль игры Моргана также оказал сильное влияние Клиффорд Браун, придавший агрессивную ритмическую атаку, длинные мелодичные пассажи и резкий тембр.
Бенни Голсон выступал с такими музыкантами, как Тэд Демерон, Лайонел Хэмптон и Джонни Ходжес, присоединившись к коллективу Диззи Гиллеспи в турне по Южной Америке 1956-58 годов, как раз в те годы, когда в нем играл и Ли Морган. Четыре песни Голсона “Are You Real?”, “Along Came Betty”, “The Drum Thunder Suite” и “Blues March” придают альбому “Art Blakey and The Jazz Messengers” заметное разнообразие и универсальность, комбинируя формы песен и музыкальные стили. Сглаженный тон и своеобразная, “перетекающая” игра импровизатора Бенни Голсона контрастирует и дополняет агрессивную игру Ли Моргана.
Морган и Голсон обеспечивают основную музыкальную линию, но ритм-секция Jazz Messengers задает темп исполнения и продвигает соло на все более высокие уровни. Пианист Бобби Тиммонс, ветеран джаза, игравший с такими легендарными музыкантами, как Кенни Дорэм, Чет Бейкер, Сонни Ститт и Мейнард Фергюсон, написал заглавную композицию, сделав ее влияние ощутимым на протяжении всего альбома. Басист Джимми Блэнтон, выступавший с оркестром Дюка Эллингтона, вдохновил на потрясающую игру Джайми Мерритта, выпускника известной в Филадельфии музыкальной школы Ornstein Music School. Первые концерты Мерритта прошли с участием Тэда Демерона, Бенни Голсона, Джона Колтрейна, а в 1955-57 годах он выступал в турне с блюзовым музыкантом Б. Б. Кингом. Мерритт обеспечивает превосходные басовые партии и ритмическую пунктуацию в зависимости от песни и несколько раз на протяжении всего альбома исполняет соло.
Выбор песен для “Art Blakey and The Jazz Messengers” демонстрирует разнообразие стилей, в которых The Jazz Messengers чувствуют себя вполне комфортно. В альбоме представлены различные аспекты блюза, фанки-джаза, латиноамериканской музыки и групп новоорлеанского стиля
Барабанщик и лидер группы Арт Блэйки обеспечивает агрессивный, управляющий импульс, который двигает Jazz Messengers вперед и так характерен для стиля хард-боп. Во время записи “Art Blakey and The Jazz Messengers” Блэйки было 39 лет, и на фоне постоянно меняющего состава The Jazz Messengers он оставался единственным постоянным участником группы. Несмотря на ротацию, The Jazz Messengers оставались классической жесткой бибоп-группой, с акцентом на блюзовые корни музыки. Блэйки заметен своими агрессивными барабанами, использованием полиритма, музыкальными взаимодействиями с исполнителями соло и своей харизматичной личностью. Он чувствовал, что джаз недооценивается в Америке, и стремился продемонстрировать его как можно более широкой аудитории. Как руководитель, он предоставлял своим музыкантам достаточно возможностей и места для импровизации и соло, и призывал их экспериментировать с композициями.
У Блэйки было невероятное чувство привлечения новых музыкантов, участие которых в The Jazz Messengers сделало их восходящими звездами, сделавшими впоследствии блестящую карьеру. Блэйки постоянно добавлял новые таланты в группу и никогда не препятствовал уходу исполнителей из The Jazz Messengers. Во время ночного концерта в 1954, Блейки сказал время съемок: “Я собираюсь остаться с теми, кто молод.. Когда они станут слишком старыми, я наберу новых и юных. Это сохраняет ум”.
“Art Blakey and The Jazz Messengers” является одним из первых альбомов хард-бопа из-за чрезвычайно высокого качества уровня музыкантов и композиций. Мастерство Ли Моргана и Бенни Голсона сообразно усиливается солидарностью Тиммонса, Мерритта и Блейки. Редко бывает так, что в одном джазовом альбоме собрано столько хитов. Доступность альбома для массового слушателя, несомненно, является результатом стремления Арта Блэйки продвигать джаз как искусство в то время, когда общественный интерес к музыке ослабевает, а жанру в целом угрожает популярность новых музыкальных стилей, таких как рок-н-ролл.
Этот альбом должен быть у каждого человека который слушает джаз!
© Все права защищены Goldenrecords