Почему подержанные винтажные LP до сих пор пользуются таким спросом, если ту же самую музыку можно приобрести и на CD?
Факт остается фактом: многие все еще предпочитают звук LP звуку CD (т.е. аналоговый звук – цифровому). Вот почему становится все больше и больше коллекционеров подержанных классических LP. Помимо звука, также коллекционеры ценят невероятно красивые конверты пластинок, характерные для 50-х и 60-х годов.
В этот период запись осуществлялась с помощью ламповых усилителей, а использование лакировки было сокращено. В результате эти ранние записи обладают богатым звуком, который не встречается в более поздних записях, сделанных с помощью транзисторных технологий. Использование одной-двух простых микрофонных установок (т.е. аналоговой записи) также придает ранним записям более естественное и приятное звучание.
Совместные работы наиболее популярных продюсеров, певцов и музыкантов XX века, подготовленные первоклассными звукоинженерами и выпущенные на виниле высочайшего качества, очень привлекают коллекционеров.
МОНО-LP: 1953-1965 гг.
Поскольку это всего лишь краткий обзор широкого разнообразия моно-пластинок, вышедших после 78-го года, я отмечу только главные британские лейблы: HMV (серия ALP), Columbia (серия 33CX) и Decca (серия LXT). Без сомнения, наиболее ценными являются, как правило, работы с участием инструменталистов, в частности скрипачей (например, Невё и де Вито в ALP, Мартзи и Коган в 33CX, Миша Эльман и Осси Ренарди в LXT) и виолончелистов (Янош Штаркер, Эммануэль Фейерман и др.).
РАННИЕ КОЛЛЕКЦИОННЫЕ СТЕРЕО-LP: 1957-1967 гг.
Ниже указаны наиболее ценные пластинки, произведенные в Великобритании.
Чтобы понять, является ли ваш LP первым прессом, взгляните на сам логотип лейбла в центре пластинки. Зачастую у ранних записей наклейка в центре обладала ярким дизайном. Несмотря на то, что на некоторых наклейках имеется дата, она лишь обозначает дату выхода первого пресса, но не доказывает оригинальность этой пластинки – она может быть, например, переизданием.
Если вы обратите внимание, то заметите, что на многих оригинальных записях EMI и DGG на этикетке отсутствует дата. Что касается основных британских лейблов, то их всего три: Decca SXL, три лейбла SAX, шесть лейблов ASD. Еще больше во всех этих лейблах может запутать тот факт, что новые записи не всегда выходили в том порядке, в котором они указаны в каталоге. Взять, к примеру, Columbia SAX: известнейший серебристо-голубой SAX 2538 был выпущен в 1964 году, но при этом SAX 2532 и SAX 2534 были выпущены через 3 месяца после него, SAX 2537 – еще 4 месяца спустя. Это объясняет, почему вы никогда не найдете версии этих записей с серебристо-голубыми наклейками: их цвет изменился до того, как они были выпущены.
DECCA, СЕРИЯ SXL
О ПЕРЕИЗДАНИЯХ
Коллекционеры предпочитают приобретать оригиналы пластинок, однако некоторые переиздания также представляют интерес и высоко оцениваются. Особенно если переиздание прессуют со второго или третьего оригинала матрицы. Яркий пример – Decca, серия “Ace of Diamonds”; в основном сюда входят переиздания ранних SXL, прессованные с тех же третьих оригиналов матрицы. Качество звука у них “примерно” такое же, а стоят они гораздо меньше оригинальных SXL.
HMV/EMI, СЕРИИ ASD
Эти серии широко известны благодаря своему потрясающему качеству звука.
Оригинальную наклейку HMV (EW1) легко узнать: она кремово-белая, с золотой окантовкой и красными или золотыми надписями; ее называют “бело-золотой”. Нижнее значение номера записи – ASD 250, наивысшее – ASD 575.
Второй тип наклейки (ER1) – черно-красный полукруг. Сама наклейка красная, а логотип HMV – собака по кличке Ниппер – расположена в черном полукруге. Над полукругом идет надпись “HIS MASTER’S VOICE”. Эти пластинки не такие дорогие, как “бело-золотые”, а их качество звука ценится некоторыми коллекционерами даже выше. Наивысший известный мне номер этих красно-черных пластинок – ASD 2478.
Третий, четвертый и пятый типы наклеек известны как “почтовые марки” – на них Ниппер появляется в верхней части наклеек внутри почтовой марки. У первых “почтовых марок” (ER2) нет белой каемки по краю. Номера пластинок доходят примерно до ASD 2810. Далее, пластинки 4 типа (ER3) отличаются черно-белой “почтовой маркой” и белой окантовкой по краю наклейки. Я считаю, что наивысший код для этих LP – около ASD 3850. У пятого типа пластинок (ER4) “почтовая марка” снова цветная, но не такая, как у третьего типа, а по краю наклейки идет белая окантовка.
COLUMBIA, СЕРИИ SAX
Это еще одни замечательные пластинки, мои любимые, выпущенные EMI. Наклейки более ранних пластинок, известные как “серебристо-голубые” (ES1), на самом деле бирюзового цвета с серебристой окантовкой, серебристым перекрестным узором и черными буквами. Насколько мне известно, последний номер – SAX 2538, хотя также есть пластинки другого цвета с номерами меньше.
Наклейки пластинок второго типа красные и очень похожи на наклейки пластинок ASD (ER1). Вместо Ниппера у лейбла Columbia на логотипе изображена нота с надписью “Magic Notes”. Логотип расположен в черном полукруге, а над ним белыми заглавными буквами написано “COLUMBIA”. Эти пластинки существуют отдельно от “серебристо-голубых”, их номера заканчиваются на SAX 5294.
Наклейки пластинок третьего типа тоже красные, но логотип теперь не в полукруге, а в почтовой марке (ER2).
DEUTSCHE GRAMMOPHON
Как правило, коллекционеры считают, что качество звука DGG не дотягивает до его британских конкурентов – Decca, HMV и Columbia в принципе этот так и есть. Тем не менее, эта немецкая компания работала со многими известными музыкантами (например, Морини, Шнайдерхан, Штрейх, Зифрид), которые выпустили много записей. Качество звука и исполнение было отличным, дизайн конвертов тоже интересен, и эти пластинки теперь также ценятся коллекционерами.
Три важных стерео-пресса известны как SLPM (SLPEM) 136, 138 и 139 – с этих цифр начинаются их номера в каталоге. По краю должен идти узор из голубых тюльпанов (GY5 или GY7). У более поздних прессов 70-х годов вместо тюльпанов по краю идет белая полоса, а сами пластинки более тонкие и гибкие по сравнению с ранними изданиями. Пластинки без узора из тюльпанов обычно ничего не стоят, за исключеним тех случаев, когда оригиналы слишком дорогие и редкие.
PHILIPS
Как и в случае с DGG, Philips востребован скорее из-за исполнителей, а не из-за качества звука, хотя считается, и я с этим согласен, что первые пластинки серии SABL с логотипом “Hi-Fi Stereo” обладают отличным звучанием и, следовательно, высоко ценятся среди коллекционеров. Коллекционеры больше предпочитают британские прессы этого лейбла, чем датские. Первые пластинки 50-х и 60-х годов отличаются темно-бордовыми этикетками. Их называют “сливовыми”. Наклейки более поздних пластинок красного цвета. В отличие от Deustche Grammophon, многие пластинки Philips 70-х годов также имеют ценность, если на них представлены записи коллекционируемых музыкантов (например, Грюмьо, Геблер, Шеринг).