Дата выхода – ноябрь 1971 года
Лейбл – Atlantic Records
1970-е годы. Эпоха диско, феминизма и Уотергейта. В то время как одни протестовали против войны во Вьетнаме, другие пытались представить себе музыкальный мир без “Битлз” На неистовой волне жажды новых мессий, возник Джим Моррисон, однако век его был недолог – он ушел в мир иной из тесной комнаты захудалого парижского отеля. Дуэт Сонни и Шер выступают на телевидении в юмористической программе “The Nitty Gritty Hour”. Вы спросите, к чему здесь все это, ведь мы собирается сделать обзор музыкального альбома. Я отвечу – мне нужна точка отчета. И эта точка – 1971 год.
Год, когда музыкальный мир пребывал в полном упадке. Была огромная потребность в некоем прорыве, новаторской идее, вызове, если хотите, в чем угодно, что могло бы заполнить зияющую пустоту широчайшей музыкальной ниши. И призыв был услышан. Led Zeppelin вознеслись на музыкальный Олимп подобно божествам, с их четвертым студийным альбомом, не имевшим собственного названия. Его стали называть “Led Zeppelin IV” или просто “Four Symbols”.
Неважно, кто и как называет “Led Zeppelin IV”. Все знают его музыку, все также знают о его поистине титанической славе и огромном музыкальном наследии. Никакая критика альбома не способна заглушить колоссальный хор славословий и похвал в его адрес. Композиция “Stairway to Heaven” стала одной из символов мирового рока и самой известной песней Led Zeppelin вообще.
Альбом превосходен. Блюз-рок находит в этом гиганте свое самое совершенное воплощение. Композиция “Black Dog” поражает слушателя изощренными гитарными риффами, “Rock And Roll” дает понять, что британцы в роке ушли далеко вперед, а “The Battle of Evermore” показывает их отличное чувство юмора и музыкальной снисходительности к самим себе. “The Battle of Evermore” – настоящий шедевр, ее красота и мистика несравненны, особенно первые три минуты звучания. В противоположность ей, “Misty Mountain Hop” – чистая психоделика, сочетающая игру на клавишных с недозрелым роком начала 70-х. И конечно, великолепные тексты. В “Going to California” присутствует лишь акустическая гитара, мандолина и вокал Робертса, потустороннее и гипнотизирующее спокойствие создает ощущение, будто завершилась война и наступил долгожданный мир. “Going to California” создает атмосферу, которая никогда ранее не применялась в этом жанре. Композиция “When the Levee Breaks” – настоящий монстр, здесь все гигантское, массивное, объемное, начиная от басового вступления и заканчивая слайд-гитарой. Бас феноменален, а слаженность в игры группы похожа на сверхъестественную. Талант Джимми Пэйджа неоспорим. Возникает ощущение, что тебя закручивает некий вихрь и несет прямо внутрь акустических систем…
Заслуживают ли Led Zeppelin всей той славы, что их окружает? Да, если вспомнить, что было в то время вокруг них. Майкл Джексон как раз начинает свою головокружительную сольную карьеру, Джон Леннон собирается поставить мир на колени со своей “Imagine”, а Black Sabbath как раз заканчивают последние приготовления перед выпуском своего эпохального альбома “Master of Reality”. Заслугой работы Led Zeppelin является буквально источаемое ею разнообразие. Black Sabbath, в тои или иной степени, зациклились на хэви-метал, а творчество Леннона было слишком приторно-сладким. Led Zeppelin, с одной стороны, показывают настоящий рок с его могучими и трепетными вибрациями, а с другой стороны, демонстрируют проникающие до самых глубин души потрясающие акустические партии.
Да, об альбоме есть разные мнения. Но здесь надо не слушать критиков, а слушать желательно оригинальную виниловую пластинку. А послушав оригинал, сразу понимаешь, что к чему. Добро пожаловать в мир “Четырех Символов”! Рекомендую.