Это якобы последнее записанное выступление Эрика Долфи – хотя этот факт многие историки оспаривают. Сейшн проходил в городе Хилверсюм, в Голландии, и на нем этот виртуозный бас-кларнетист, флейтист и альт-саксофонист объединился с трио голландских музыкантов, прекрасно понимавших, как именно их герой и лидер изменял музыку в своей уникальной, страстной, решительной и такой нетрадиционной манере.
Долфи объединил вокруг себя пианиста Мишу Менгельберга, басиста Жака Шольса и барабанщика Хана Беннинка – тех, кто понимал его эксцентричную и самобытную логику построения мелодии и гармонии, которая была вдохновлена такими гигантами джаза, как Телониус Монк, Орнетт Коулман и Сесил Тэйлор. Эти композиции, три из которых принадлежат Долфи, одна Монку, одна Менгельбергу и одна де Полу, были сыграны так убедительно и смело, что не оставалось сомнений – ни до, ни после Долфи никто не относился к джазу так, как он. Совершенно виртуозное драматическое исполнение вибрато в «You Don’t Know What Love Is» звучит как что-то совершенно не из этого мира, здесь Долфи мастерски показывает горечь и радость этой композиции.
Скабрёзный юмор в песне “Miss Ann” – это визитная карточка альтсаксофона Долфи. Звук отрывистый, как у Монка, живой и креативный, стоит только ему войти во вкус. И хотя “Epistrophy” может кому-то показаться обычной, здесь Долфи, играющий на бас-кларнете, имитирует эффект голоса более приглушённо, чем задумывалось композитором, прыгая между партиями фортепиано Менгельберга. Пост-поп блюзовая “South Street Exit” звучит мелодично и при этом иногда срывается, когда Беннинк начинает лупить по барабанам, как сумасшедший. Финальный трек альбома «The Madrig Speaks, the Panther Walks» – эдакая изнанка, со смешанными по прихоти темпами и вставками переменчивого альта Долфи размера 6/8, сливающимися в игривые сегменты – вполне оправдывает название.
Самый восхитительный трек. Трек с нелепым названием «Hypochristmutreefuzz» может недооцениваться из-за его угловатости: Шольс играет на басу в верхнем регистре, а остальные члены группы пляшут вокруг него. “Last Date” – это один из тех легендарных альбомов, чья репутация с годами лишь растет, и вполне заслуженно. Хотя он скорее демонстрирует гениальность ритм-секций, а не самого Долфи, он также знаменует конец одной эпохи и начало другой – той, что превратилась в мощное и крепкое наследие европейской традиции импровизации; а родилась она благодаря Менгельбергу и Беннинку в середине 60-х.