Дата выхода – октябрь 1970 года

Лейбл – Atlantic Record

 

В музыкальной индустрии существует некий факт, которым часто пренебрегают даже именитые музыканты, а именно: мнение и обзор музыкального критика для альбома или исполнителя не менее важны, чем реакция поклонников. Рецензент, особенно, если он известен и пользуется авторитетом в музыкальной среде, может одним своим обзором поколебать намерение миллионов людей приобрести альбом, убедив их, что это работа среднего уровня, что слушателям надо подождать, а исполнителям – двигаться дальше, пока не возникнет что-нибудь наподобие очередного “Битлз”. Многие музыканты пострадали от отрицательных обзоров – вспомним хотя бы Эрика Клэптона (Eric Clapton), когда журнал “Rolling Stone” оценил его альбом “Cream” как “очень и очень посредственный”. Каждая порция яда, выливаемая на уши читателям, будет все дальше и дальше отодвигать музыканта от признания и триумфа, как бы он не старался. И репутация может остаться запятнанной не только до выпуска следующего альбома, а и до самого конца музыкальной карьеры. Очевидно, что для противостояния этим литературным демонам нужен особый талант и доблесть. Группа Led Zeppelin знает об этом не понаслышке, ведь именно такая судьба постигла их третий студийный альбом “Led Zeppelin III”.

Альбом противоречив и многогранен. Поклонники группы знают, что на альбоме присутствует бессмертная композиция “Immigrant Song”, и ее обычно характеризуют как хит. Почему нет? Это действительно хит – галопирующие ритмы, знаменитый “воющий” вокал Роберта Планта, мощный бас и ударные. И тем не менее, это одна из самых переоцененных песен на весьма недооцененном альбоме.  Это классика для Led Zeppelin, но с сильно завышенной оценкой. Всего две с половиной минуты звука, никакого сравнения с блюзовыми хитами, вроде “Since I`ve Been Loving You”, продолжительностью более семи минут. Понятно, что длина трека не имеет прямой связи с качеством исполнения, но за семь минут можно выразить в игре гораздо больше, чем за две с небольшим.

Когда в октябре 1970 года вышел “Led Zeppelin III, многие ожидали стандартного развития событий – снижения общего уровня исполнения, ведь для группы это былуже третий альбом подряд. Что может быть лучше для опровержения данного предубеждения, чем выпуск полноценного, полноформатного релиза, состоящего, в основном, из композиций акустической и народной музыки? Очевидно, понятие, что каждый следующий релиз может быть лучше предыдущего,  отсутствовала в самодовольной личности музыкальных критиков. Ничем другим не объяснить столь негативную реакцию. В результате, альбом высмеяли, заявили, что он непоследовательный, с отсутствием индивидуальности и самобытности, и даже, что песни не имеют смысловой связи между собой, а просто записаны подряд без всякого смысла.

Но все подобные рецензии очень далеки от правды. Множество слушателей были удивлены и восхищены альбомом, так как это были все еще 70-е годы, и от “счастливого десятилетия” в музыке их отделяло не так уж много времени. Невероятная игра Джона Пола Джонса на акустической гитаре в композиции “Friends” увлекает и потрясает с первых аккордов. Нет недостатка и в электрической гитаре, как это показано в композициях “Celebration Day” и “Out On the Tiles”. Интересные тексты, характерный и яркий вокал, на фоне звуков мандолины и мощных гитарных риффов, а особенно гитарного соло в исполнении Джимми Пэйджа (Jimmy Page).

Возможно, на низкую оценку альбома повлияло и то, какие хиты Led Zeppelin выпускал на других релизах. К примеру, в альбом “Untitled“ входит легендарная  “Stairway to Heaven”. Композиции подобного уровня в “Led Zeppelin III” нет. Нет и эпических, мощных песен, как в альбомах “Physical Graffiti” и “Houses of the Holy”.

Единственная песня, к которой хоть как-то применимо понятие “эпическая” – это вышеупомянутая “Since I`ve Been Loving You”, демонстрирующая феноменальную игру Джимми Пэйджа на гитаре, и превосходную партию клавишных Джона Пола Джонса. Но данное заявление  отнюдь не означает, что в альбоме больше слушать нечего. Роскошна композиция “Tangerine”, о любви, о прошлом, о том, чего не вернуть – чувства, знакомые каждому человеку, сопровождаемые великолепный 12-тактной игрой на гитаре. Одна из лучших песен в альбоме, “Bron-Y-Aur Stomp”, демонстрирует отличную игру Пейджа и Бонэма, плюс легендарный вокал Роберта Планта, поющего здесь про своего пса по кличке “Страйдер”.

Не обошлось и без интригующей вставки. Оригинальное издание альбома на виниле  содержит надпись “So Mote It Be”(“Да будет так”), отсылающая нас к личности Алистера Кроули, у которого Пэйдж позаимствовал эту фразу. Джимми настолько восхищался Кроули, что даже приобрел поместье, ранее принадлежавшее великому оккультисту-сатанисту, безнадежно сидевшему на героине и от скончавшегося, в том числе, от необратимого пристрастия к нему. Многие исследователи и поклонники творчества Led Zeppelin всерьез считают, что в этом особняке Пейдж продал душу дьяволу, обменяв ее на славу и успех группы. Слухи слухами, но есть факты: два человека, принимавших участие в продаже особняка, закончили свои дни не по-божески – один совершил самоубийство, второй попал в психиатрическую лечебницу и не вышел оттуда до самой смерти.

Подводя итог о “Led Zeppelin III”, можно сказать, что на данном альбоме слушатель найдет то, чего не будет в других. Нравится ли вам эпический блюз, деликатная акустическая музыка или гимны в стиле блюграсс, альбом вас не разочарует. А критикам мы можем сказать – ничего, что даже на “Сержанта Пеппера”  была масса негативных отзывов? Слушайте своими ушами. Великолепная работа и отличный релиз группы Led Zeppelin. В коллекцию.