Граммофонная пластинка, или сокращенно, грампластинка, известна в истории звукозаписи уже больше ста лет. Ее появление и последующий триумф неразрывно связаны с именем американского инженера и изобретателя Эмиля Берлинера (Emile Berliner).
Берлинер родился в Германии, но после окончания школы переехал в США. Работы Берлинера в области передачи звука (он занимался улучшением качества работы угольных микрофонов) привлекли внимание Александра Белла, основателя легендарной компании BTC (Bell Telephone Company), и он пригласил Эмиля на работу. В 1887 году Берлинер запатентовал новый способ записи (гравировку на поверхности), а вскоре предложил делать запись на вращающийся плоский диск, вместо неудобных валиков фонографа. Валики имели множество недостатков – высокий уровень шума, быстрый износ, низкое качество записи и воспроизведения, но самое главное – с них очень сложно было снять копию, то есть применить тиражирование.
В 1899 году Берлинер основал в США компанию Berliner Gramophone, начавшую выпуск грампластинок. Американская компания Victor Talking Machine Company, основанная Элдриджем Джонсоном, сначала производила фонографы, на которых можно было воспроизводить грампластинки, а потом была преобразована в звукозаписывающую компанию, к которой Эмиль Берлинер имел непосредственное отношение.
В качестве товарного знака, VTM использовала знаменитую картину Франсуа Баро “His Master`s Voice”, на которой был изображен пес хозяина, Ниппер, слушающий запись с граммофона с цилиндрическими валиками. Для рекламных целей картина была немного изменена. Под именем His Master`s Voice Retail (HMV Retail) был открыт знаменитый розничный магазин на лондонской Оксфорд-стрит. Торговая марка His Master`s Voice стала легендой в мире звукозаписи, и пройдя через множество продаж и поглощений, известна до сих пор.
Заслуга Берлинера состояла в том, что он впервые применил для исходной записи металлические матрицы, с которых можно было сделать множество копий. Первоначально матрицы изготавливались из стали, а сами грампластинки – из эбонита.
Однако в те времена стоимость эбонита была весьма высокой. На замену эбонитовым дискам пришли диски из природной смолы с добавками, получившей название шеллак. Качество записи сильно возросло, а стоимость резко упала – и грампластинка начала понемногу завоевывать себе место под солнцем. У дисков из шеллака, просуществовавших до 50-х годов двадцатого века, был лишь один серьезный недостаток – они были очень хрупкими, и, падая из рук, зачастую разбивались на куски. Интересно, что на первых пластинках отсутствовал бумажный ярлык, и все названия наносились прямо на шеллак. На смену шеллаку пришел винил (поливинилхлорид), используемый и по сей день.
Первый тираж с первой матрицы назывался первый пресс – это наиболее ценные издания виниловых пластинок. Коллекционеры всего мира стремятся их приобрести, нередко за очень большие деньги. Поскольку первый пресс изготавливался только с оригинальной аналоговой мастер-ленты, а не с ее копии, как могло быть в случае издания записи на виниле в других странах, или допечатки тиража, то запись на первопрессном виниле наиболее качественная. Понятно, что ни с последующих матриц, ни с копий оригинальной мастер-ленты, невозможно получить звук, аналогичный первому прессу, поскольку нельзя сделать копию равной оригиналу. Покупка первого пресса является великолепной финансовой инвестицией – сколько бы он не стоил сейчас, завтра он будет еще дороже. Это закон – все, что больше никогда невозможно повторить, имеет неограниченную стоимость роста. Чем меньше копий и чем дальше в прошлое уходит время изготовления, тем дороже.
Первоначально все виниловые пластинки были односторонние, двусторонние диски впервые появились в начале 1900-х годов, благодаря усилиям германской фирмы Odeon Records. Самые первые пластинки имели диаметр диска почти 7 дюймов, и получили название 7-дюймовые(7”), затем появились 12-дюймовые(12”), им на смену пришли 10-дюймовые(10”). Продолжительность записи была весьма короткой – примерно по две, пять и десять минут соответственно. Пластинки разных диаметров имеют исторически сложившиеся названия – “миньон” (7 дюймов), “гранд”(10дюймов) и “гигант” (12 дюймов).
Следующее революционное изобретение произошло в конце 1920-х годов – вместо непосредственной записи звука через рупорный преобразователь, стали применять запись через микрофон. Именно с этого времени идет отчет грампластинки как источника звука сравнительно высокого качества. Соответственно, фонографы и граммофоны постепенно уступили место электрофонам, в которых для вращения диска использовался электродвигатель. Затем наступил черед и самого рупора – ему на смену пришли ламповые (а затем и транзисторные) усилители, и соответственно, акустические системы.
1948 год был годом триумфа для американской компании Columbia Records – ей удалось создать долгоиграющую пластинку(LP, Long Playing, Long Play), со скоростью вращения 33 1/3 об/мин и примерной продолжительностью записи около 40 минут. Пластинка предназначалась для проигрывания исключительно на электрофонах. Качество записи на LP, для того времени, было очень высоким.
Изначально все грампластинки записывались в моно, поскольку до изобретения стерео было еще далеко. Лишь в1931 году удалось получить первую в мире экспериментальную стереозапись. Однако изобретение опередило свое время – лишь почти тридцать лет спустя, в 1958 году, был налажен полноценный выпуск стереопластинок.
Период с начала 1950-х годов и до конца 1960-х, расцвет моно, а затем и стереозаписей на виниловых пластинках, считается тем временным отрезком, внутри которого находится все самое интересное для коллекционера. Наиболее значимые, ценные, и соответственно, дорогостоящие в настоящее время издания, выходили именно в эту “золотую эпоху” винила…
Copyright © 2018 Goldenrecords. Все права защищены.