Коллекционные записи на “сорокапятках” (пластинках на 45 об/мин)
Пятьдесят лет назад дух корпоративного соперничества привел музыкальный мир к появлению виниловой пластинки на 45 об/мин. Сейчас практически все, что выпускалось в те годы в этом формате, становится коллекционной ценностью. Одной из причин столь высокого спроса является убеждение, что “сорокапятки” больше не производятся. Однако это не так – несколько интересных альбомов выходили на 7-дюймовых дисках в 1998-1999-х годах. И хотя суммарное производство 7-дюймовок сейчас не превышает 1 миллиона копий, в период их расцвета, всего лишь один альбом мог легко преодолеть миллионный рубеж. Но многие эксперты считают, что в настоящее время “сорокапятки” сильно переоценены и коллекционеры не должны уделять им столько внимания.
В июне 1948 года, Columbia Records демонстрировала новый LP-формат на 33 1/3 об/мин своему главному конкуренту, RCA Victor Records. Columbia надеялась, что RCA присоединится к производству и продвижению формата, что гарантировало бы его коммерческий успех. Вместо этого, президент RCA пришел в ярость и приказал своим инженерам немедленно приступить к разработке своего собственного стандарта. В интервью, данному в 1998 году Майклу Гобсону из Classic Records, один из разработчиков долгоиграющей пластинки, Джордж Аракян, вспоминал, как был выбран формат на 45 об/мин: “В 1962 году, когда я работал в RCA, кто-то из инженеров рассказал мне, как было дело. Они взяли 78 об/мин, вычли из него 33 об/мин и получили 45 об/мин – и приняли такой стандарт всем назло”
Двадцать пять лет назад высоким спросом пользовались записи стиля ду-воп (doo-wop). Они до сих пор ценятся среди коллекционеров. Например, “In the Still of the Nite” группы The Five Satins стоит сейчас от $900 до $2000, в зависимости от наименования выпускающего подразделения лейбла. И разумеется, записи Элвиса Пресли, выпущенные на Sun Records, постоянно растут в цене. В 1970-х, они уже стоили сотни долларов; сегодня счет идет на тысячи. В 1998 году, композиция-сингл Пресли “That’s All Right/Blue Moon of Kentucky” была продана за $17 000.
Еще одним высококолекционным жанром в мире сорокапяток является блюз. В течение ряда лет, записи американских исполнителей, таких как John Lee Hooker, B.B. King, Jimmy Reed, Little Walter, и Muddy Waters – было сильно недооценены, сравнительно с их очень небольшими тиражами. Но сейчас стоимость растет лавинообразно. Коллекционеры отмечают, что становится все труднее и труднее найти синглы той эпохи в хорошем состоянии. Ведь в те времена хиты покупали для того, чтобы слушать, а не для того, чтобы положить их на полку. И уцелевшие записи показывают рекордный рост стоимости. Сингл “I Wanna Be Your Man” в исполнении группы The Rolling Stones только за два последних месяца подорожал с $8000 до $15000.
Многие композиции, первоначально выпущенные на небольших лейблах, стали хитами лишь при последующих переизданиях на крупных студиях. Соответственно, стоимость напрямую зависит от того, на каком лейбле выпущена виниловая пластинка. Композиция Фила Филипса (Phil Phillips) “Sea of Love” оценивается в $1500 в состоянии Near Mint, если она выпущена на Khoury, и всего лишь в $25, если вышла на Mercury. А “Barbara-Ann” группы The Regents может стоить до $1200 на лейбле Cousins, и $25 на лейбле Gee. Отдельно стоит сказать про обложки альбомов с напечатанными изображениями. Наиболее собираемыми являются обложки альбомом 50-х и 60-х годов, поскольку их трудней всего найти в хорошем состоянии. Обложка “Ricky” Рики Нельсона (Ricky Nelson) от лейбла Verve оценивается в $200, а обложка “What Are You Doing New Year’s Eve”, выпущенная в 1954 году на Orioles, стоит $1000.
Тем, кто только приступает к коллекционированию музыкальных альбомов и синглов на виниловых пластинках на 45об/мин, не стоит отчаиваться из-за столь высоких цен. Все-таки, такие цены встречаются крайне редко. Большинство изданий The Beatles, Fleetwood Mac, Ray Charles, Dolly Parton и тысяч других, можно найти по скромной стоимости в $10