Среди всех музыкальных жанров рок, безусловно, самый пестрый и неоднородный. Как еще описать столь разное звучание записей Buddy Holly, Jimi Hendrix, Creedence Clearwater Revival, The Moody Blues, Led Zeppelin, Patti Smith, and Phish? При том, что рок представляет собой гремучую смесь из самых разных музыкальных приемов, которые только могут прийти в голову, у всех исполнителей рок-музыки есть нечто общее. Это и страстная любовь к электрогитаре; это вокал, который может простираться от невнятного бормотания до воплей во весь голос; это импровизация с аккордами, никогда не слышанными на репетициях. Такое необычайное стилевое разнообразие, даже буйство, в роке не должно удивлять, если посмотреть на породившую его музыку – блюз, народная музыка, кантри-вестерн, R&B, госпел, блюграсс и даже, в какой-то степени, джаз. В результате получился уникальный американский музыкальный стиль, хотя для того, чтобы американцы начали ценить тот факт, что им выпало великое счастье жить в стране, ставшей колыбелью рок-н-ролла, потребовались усилия и британских групп, таких как The Beatles, Yardbirds и The Rolling Stones.
Как и в случае других стилей, записи рок-музыки выходили на самых разных типах виниловых пластинок, на 78 и 45 об/мин, на EP(Extended Play) и LP(Long Play), в моно и стерео записях, в виде промо-синглов и альбомов и на пластинках с нанесенным изображением(picture disc). Во всех случаях, конверт для пластинки также представляет немалую ценность, учитывая хрупкость и нестойкость картона и бумаги. Запечатанные копии также продаются и покупаются, хотя многие коллекционеры предпочитают прежде посмотреть на свою покупку, а не принимать на веру заявления, что содержимое конверта соответствует обложке.
Из записей пионеров рок-музыки, достойных внимания коллекционеров, упомянем 12-дюймовую виниловую пластинку LP “Rock Around the Clock”, которую Bill Haley & His Comets выпустили на лейбле Decca в 1955 году, запись 1956 года “The Teenagers Featuring Frankie Lymon”, включавшую такой хит, как “Why Do Fools Fall In Love”. Чак Берри (Chuck Berry) и Chess Records дали миру такой шедевр, как “After School Session”, вышедший в 1957, а Бо Диддли (Bo Diddley) на этом же лейбле в 1958 году выпустил хит “Who Do You Love?”
Затем последовало творчество Элвиса Пресли (Elvis Presley), которое само по себе является отдельным направлением в музыке. Пресли – колоссальная фигура на мировом музыкальном Олимпе, официально признанный “король рок-н-ролла”. История успеха Элвиса Пресли началась с 1954 года, когда на Sun Records был записан его первый сингл “That’s All Right”, вышедший в обоих форматах – на 45 и 70 об/мин. Позже RCA перекупила контракт на Пресли у основателя Sun Сэма Филлипса (Sam Phillips) за какие-то смешные даже по нынешним временам деньги – $35 000. Именно на RCA Элвис записал целый список своих лучших хитов, включая “Hound Dog” в 1956 и “Jailhouse Rock” в 1957 году
Среди записей различных рок-коллективов и исполнителей 1960-х годов, больше всего ценятся студийные оригиналы, выполненные в моно – и не только потому, что стерео пришло позднее, а потому, что стереоиздания часто переделывались из моно оригиналов. В новой записи возникали некие звуковые эффекты, отсутствующие в оригинальном моно издании. Известен пример с записью альбома Битлз “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band” 1966-1967 годов, изначально выполненной в моно легендарным продюсером группы Джорджем Мартином. После релиза “ Оркестра клуба…” в стерео, гитарист Джордж Харрисон (George Harrison) заявил: “Вы никогда не слышали этот альбом, если никогда не слушали его в моно”. Кроме того, монозаписи выходили ограниченными тиражами, и коллекционеры предпочитают собирать ранние моно издания альбомов Grateful Dead, The Doors и Pink Floyd.
Многие издания рок-альбомов представляют собой практически настоящее произведения искусства. Для известных альбомов в стиле психоделического рока (психо-рока, psych-rock), рисунок обложки выполняли известные американские художники (такие группы, как 13th Floor Elevators, Cream и Steve Miller). Иногда столь необычный взгляд на мир воплощался не только в рисунках и фотографиях, но и, что называется, на физическом уровне. Дизайн альбома “Sticky Fingers” с работающей застежкой-молнией на конверте придумал сам Энди Уорхол, а для альбома “Speaking in Tongues” группы Talking Heads, художник Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg) создал прозрачный пластиковый конверт с подвижными частями.
В последние годы многие исполнители, такие как Джек Уайт (Jack White), активно участвуют в возрождении виниловых изданий нового поколения, так называемого “аудиофильского” винила (вес такой пластинки составляет 180 граммов, в то время как вес классической пластинки от 120 до 140 граммов). Некоторые из альбомов Уайта, изданные на Third Man Records, окрашены в разные цвета, наподобие некоторых цветных изданий “золотой эпохи” винила (например, группы Нирвана/Nirvana). По тому же пути пошла и группа Pearl Jam – их ограниченное 4-х дисковое издание на виниле концерта в Benaroya Hall в 2003 году (вышло всего 2000 копий), имеет доминирующее оформление обложки и пластинок в насыщенном темно-красном цвете.
Copyright © Goldenrecords Inc. Все права защищены