В далеком 1910 году, когда первые грампластинки еще изготавливались из шеллака, 10-дюймовые диски имели скорость проигрывания 78 об/мин. Когда в 1948 году появились виниловые долгоиграющие пластинки (LP)на 33 об/мин, 10-дюймовые диски все еще оставались стандартом в звукозаписывающей индустрии. Выпускались и 12-дюймовые записи, но они были рассчитаны под классическую музыку.
К середине 1950-х годов, выпуск 10-дюймовых виниловых пластинок был практически прекращен, и в настоящее время, они представляют большую ценность для коллекционеров. Наиболее известные винтажные записи на 10-дюймовках, вышедшие в период с 1948 по 1956 года – это творчество великих мастеров джаза, записанных на лейблах Clef, Savoy, Prestige, и Blue Note.
Выбирая 10-дюймовые пластинки лейбла Blue Note, обращайте внимание на те копии, на которых указан оригинальный адрес “767 Lexington Avenue” – они имеют более высокую ценность, чем те, на которых написано “47 W. 63rd St.” или просто “New York, USA.”
Легендарный Сидней Беше (Sidney Bechet), кларнетист и саксофонист, один из создателей новоорлеанского джаза, был в числе первых музыкантов, записывавшихся на Blue Note – здесь вы можете найти его потрясающие джазовые записи, включая “Beyond Recall”, в которой принимал участие трубач Банк Джонсон (Bunk Johnson). Очень ценны для коллекционера и 10-дюймовки с записью Майлза Дэвиса (Miles Davis) “Young Man With a Horn”, Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) “Horn Of Plenty” и Арта Блэйки (Art Blakey) “A Night At Birdland Volume 2”.
Не менее интересны и различные оформления конвертов виниловых пластинок. Винтажные релизы Эрролла Гарнера (Erroll Garner) Overture To Dawn Vol. 1” и Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton’s) “Jazztime Paris” примечательны тем, что текст на обратной стороне их обложки написал великий джазовый пианист и музыкальный критик Леонард Фетер (Leonard Feather).
На лейбле Clef была выпущена 10-дюймовую пластинка для Стэна Гетца (Stanley “Sound” Getz) с записью “Stan Getz Plays”, которая может похвастаться тем, что дизайн и оформление ее конверта выполнил великий американский художник Дэвид Стоун Мартин (David Stone Martin), а знаменитый лос-анджелесский джазовый фотограф Уильям Клэкстон (William Claxton) сделал фотографии для альбома певицы Китти Уайт (Kitty White) с одноименным названием, вышедшем на лейбле Pacifica.
Aladdin Records выпустил “Battle of the Saxes” джазовых исполнителей “Lester Young / Illinois Jacquet”, на Vanguard вышел альбом “Vic Dickenson Septet, Volume 1”, в котором присутствовала версия композиции “Jeepers Creepers” на тромбоне, а Бетти Клэйр (Betty St. Claire) на Jubilee Records записала альбом “Cool and Clearer” Серьезно увлеченные коллекционеры могут также рассмотреть для приобретения набор из четырех 10-дюймовых пластинок “Charlie Parker, New Sounds in Modern Music As Played By Its Creator”, вышедший на Savoy.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов, 10-дюймовки попытались отвоевать себе новые позиции, вернувшись на рынок уже в виде мини-альбомов EP (Extended Play), но чаще всего их включали в наборы виниловых альбомов в качестве бонусного диска.