Имя Джоанны Мартзи помнят лишь скрипачи и наиболее “хардкорные” коллекционеры. Хотя у нее было многообещающее будущее, его подорвала личная – а значит, по тем временам, неприемлемая – болезнь, и в относительно юном возрасте ее забрал рак. Также у нее были сложные отношения с дирижерами и продюсерами, и те, с кем у нее была конфронтация, были довольно влиятельными людьми в индустрии. И хотя оставленное ей наследие, по понятным причинам, довольно мало, недавние исторические выпуски на больших и маленьких лейблах могут вернуть интерес к ее карьере.
Я думаю, что большинство коллекционеров будут заинтересованы в первую очередь в записях Дворжака. Это не студийная запись для Deutsche Grammophon – это трансляция, записанная незадолго до выхода официальной записи. Правила РИАС предписывают проведение подобных трансляций, так что это было запланированное сотрудничество. Такие события редко случаются, даже в классической музыке. Запись Deutsche Grammophon довольно трудно найти; это очень хорошее представление, записанное в приличном качестве. Ференц Фричаи – еще одна легенда, которую забрал из этого мира рак, и почти все из его сохранившихся записей стоит послушать. Концерт звучит потрясающе. Eй превосходно аккомпанирует оркестр, на фоне которого она звучит просто замечательно.
Остальная часть программы – достойная подборка скрипичных сонат и коротких отрывков. Довольно разумно соединить этот концерт с Брамсом, поэтому он занимает первую сторону диска. Здесь представлено отличное прочтение его сонаты для скрипки и фортепано №1. Там и тут у Мартзи слышны заметные проблемы с интонацией, но в остальном она играет сильно и поэтично. И пианист Жан Антуанетти не «сидит сложа руки», пусть даже эта ранняя (и крайне монофоническая) запись отдает явное предпочтение скрипке. Кстати о звуке – на диске нет пометки “стерео” или “моно”, и это раздражает, так как сложно определить, к какой категории относятся записи 1962-1966 годов (концерт 1953 года, очевидно, монофонический). Я, как потребитель, не люблю играть в угадайку, когда речь идет о живых радиотрансляциях.
Бах – тоже важная запись. Бах Мартзи имеет хорошую репутацию, и в последний раз он был записан при необычном сотрудничестве EMIи Deutsche Grammophon. До этого сонаты и сюиты Баха записывались на Testament Records. Лейбл Audite не упоминает, что это подборка сольных выступлений, но исполнены они хорошо и убедительно, в старомодной традиции. Сонаты Генделя и Вивальди менее важны, но исполнены в таком же традиционном ключе. Аккомпанемент Жана Антуанетти все такой же упругий и элегантный, хотя в записи его снова довольно плохо слышно и трудно сказать, каким же пианистом он на самом деле был. Соната Вивальди переложена на ноты для скипки и фортепиано самим Отторино Респиги (да, тем самым), и мои исследования показывают, что лучшая реконструкция и аранжировка, какую только можно найти. Лейбл Audite отдает обоим композиторам равную дань уважения. Это странно, учитывая, что аранжировки Фиокко (Бент О’Нейл) и Фалла (Фриц Крейслер) лишь считаются таковыми, притом, что об аранжировке О’Нейла нет никакой информации вообще. Я решил последовать примеру Audite и отдаю Респиги дань уважения. Короткие произведения в основном исполнены превосходно, и так же очаровательны, как и незначительны в сравнении с более крупными произведениями. С музыкальной точки зрения это определенно лучшая запись, но с точки зрения доступности здесь все не так уж радужно.