Дата выпуска – март 1973 года
Лейбл – Abbey Road, London
Английский философ 19-го века Джон Стюарт Милль в своей великолепной работе “О свободе” сказал: “Свобода – это тирания большинства”. Смысл этого утверждения в том, что если у вас есть голоса большинства избирателей, то все намерения и цели меньшинства вас не интересуют, просто потому, что они уже не имеют никакого значения. Данное вступление прекрасно согласуется с музыкальной концепцией Pink Floyd, группы, которая не нуждается в представлении на протяжении вот уже трех десятилетий. Как и в случае с альбомом “Nevermind” группы Nirvana, и “Metallica” группы Metallica, большинство диктует меньшинству нечто такое, что становиться в дальнейшем непреложным и объективным фактом.
Какой альбом Pink Floyd входит в список 500 лучших альбомов, когда-либо записанных в мире музыки, по версии журнала Rolling Stone? Это “The Dark Side Of The Moon”. Какой альбом группы является самым продаваемым в мире? Снова “The Dark Side Of The Moon”. Какой альбом фанатичные поклонники группы постоянно ассоциируют с книгой The Wizard Of Oz (“Волшебник страны Оз”), по каким-то им одним ведомым причинам? “The Dark Side Of The Moon”, разумеется.
Альбом резко отличается от остального творчества группы. Если его начало еще можно расценить как несколько слабое, то следующие, по-настоящему великолепные композиции, звучат как, как будто их создатели продали души дьяволу, обменяв их на возможность написать музыку и тексты. Песни “Time” и “Us & Them” – шедевры без всяких преувеличений, продолжительностью около шести минут каждая, с прекрасными гитарными соло и тревожным ощущением драматических событий, филигранно сопровождаемые вокалом (в основном, Дэйва Гилмора), который в значительной степени определяет ценность всего альбома. Композиция “The Great Gig In The Sky”, зримо истекающая из “Time”, но сливающаяся с ней в единое целое, абсолютно совершенна, с невероятным вокализом Клэра Торри (Claire Torry), навевает столько эмоций и ощущений, как будто здесь Pink Floyd магическими чарами вызвали неистовый шторм и заставили его яростно, но послушно служить Торри в качестве музыкального фона.
Все три песни бесподобны, и являются лучшими образцами творчества группы за всю ее историю. Также великолепны завершающие композиции “Brain Damage” и “Eclipse”, полностью совпадающие с общей концепцией альбома. Исполнение “Brain Damage” феноменально, ее музыкальный ряд в немалой степени ответственен за фантастический успех альбома. А “Eclipse”, с ее финальным возгласом “The sun is eclipsed by the moon”,вызывает у слушателя ощущение, что произошло что-то очень важное, очень значимое, хотя он и не может точно сказать, что именно.
Вероятно, именно такое состояние и объясняет успех альбома. Как сказал сам Гилмор, когда его спросили, в чем суть альбома: “Он о жизни”. Высказывание оставляет некоторую неопределённость – Дэйв Гилмор один из четырех авторов “The Dark Side Of The Moon, и от основателя ожидаешь, конечно, более развёрнутого ответа. Создается ощущение, что ответ существовал до записи, но в процессе работы сам альбом видоизменился и ответ, соответственно, тоже. И это был прорыв, поскольку следующие три альбома группы, вышедшие вслед за “The Dark Side Of The Moon”, не могли похвастаться подобным вниманием публики и выдающимся коммерческим успехом.
В то время как основная концепция альбома, сама по себе – это явления в жизни человека цивилизованного(деньги, помрачение ума, течение времени и как завершение, смерть для всех) , то восприятие концепции слушателем зависит целиком от его уровня сознания. У каждого оно свое.
Способствует данному разноплановому восприятию невероятные для того времени технологии записи и специальные эффекты, которые даже в наши дни звучат завораживающе. И хотя у слушателей порой возникает ощущение, что альбом записан несколько хаотично, без прямой связи треков между собой (к примеру, композиция Any Colour You Like, идущая после Us And Them, вообще не наследует ничего из последней, больше того, она способна даже понизить общую оценку работы) и композиции можно, в принципе, слушать по отдельности или в произвольном порядке, общий уровень записи настолько высок, что на эти мелочи не обращаешь внимания.
Каков же вывод из всего вышесказанного? Слова Милля о тирании большинства, конечно, справедливы, но надо принимать во внимание, что большинство может быть не таким уж и плохим, каким может быть “просвещенное меньшинство”. История знает подобные примеры.
У своеобразной мировой репутации “The Dark Side Of The Moon” есть свои причины. Это один из немногих в мире альбомов прогрессив-рока, который имел громадный успех и перешагнул в массовую культуру. Откровенно говоря, сколькие из нас, в какой-то момент своей жизни, задавали себе вопрос: “Почему?”. Я думаю, все без исключения. И этот вопрос постоянно звучит в “The Dark Side Of The Moon”. Альбом приглашает нас познать самих себя, посмотреть на свои внутренние, сокровенные страхи, опасения, ожидания и надежды, намекая нам на нечто не совсем определённое, но для нас реальное и существующее. Это отправная точка творчества Pink Floyd, и она останется ею навсегда.
Группа сумела объединить концептуальную идею с музыкальным сопровождением, и они настолько идеально и совершенно подходят друг к другу, что другие исполнители, пытавшиеся или пытающиеся создать нечто подобное, могут смело паковать чемоданы и объявлять об уходе на пенсию. А мы будем продолжать слушать бессмертный “The Dark Side Of The Moon”
Copyright © 2017 Goldenrecords. Все права защищены.