К началу 50-х годов казалось, что звездная эпоха Фрэнка Синатры подходит к концу. Ожесточенный конфликт с его лейблом привел к исключению из реестра, что означало, что с Синатрой не только расторгли контракт, но и отказали в эфирном времени, а также он не мог больше появляться в фильмах и на телевидении. Синатра был уничтожен. Человек, который мог стать новым Бингом Кросби, стал “человеком прошлого”. Безоговорочно.

Один человек был готов дать Синатре еще один шанс – Алан Ливингстон, вице-президент отдела по поиску и продвижению исполнителей в студии Capitol Records и большой фанат Фрэнка. Он предложил Синатре сделку на 7 альбомов, на что тот с радостью согласился. Была лишь одна проблема – реестр Capitol Records был забит неактуальными, давно забытыми звездами 40-х годов. Что помешало бы Синатре вступить их безликие ряды и пропасть навсегда?

Но история показывает, что Синатра всегда был исключением из правил. Ливингстон и его коллеги в Capitol Records, тем временем, разработали стратегию, как использовать его потенциал по-максимуму. План включал в себя молодго композитора и аранжировщика Нельсона Риддла.

Сначала Синатра был простив его участия: все-таки причиной его ухода из Columbia Records было их предложение приглашать в альбом других звезд, чтобы продать побольше копий альбома. Но вскоре стало ясно, что Риддл был именно тем человеком, с которым Синатра мог бы делать такую музыку, которую не мог делать в Columbia Records.

Вперед, к 1955 году. Синатра уже выпустил две записи с Риддлом, Swing Easy и Songs For Young Lovers, и определил для себя схему выпуска альбомов: танцевальный альбом, затем меланходичный альбом, затем снова танцевальный, и так по кругу. Согласно этому графику, следующим Синатра должен был выпустить меланхоличный альбом. В общем-то, ничего другого он и не хотел делать, так как в это время развалились его отношения с Эйвой Гарднер.

Вот почему In The Wee Small Hours часто называют первым в истории концептуальным альбомом. Этот альбом – о том, каким потерянным и одиноким чувствовал себя Синатра, когда Эйва ушла от него. В ту эпоху альбомов по сути не было – 12-дюймовый диск был изобретен вскоре после релиза In The Wee Small Hours, поэтому после альбом переиздан в новом формате – и это было настоящим откровением. Это был первый альбом, который на протяжении всей своей длины придерживался одного настроения. Это был первый альбом в привычном для нас понимании. И это был первый альбом, который предполагалось слушать в один присест – его нельзя было разделить на песни и слушать их по отдельности.

Так что я прямо сейчас могу назвать эту запись не только первым концептуальным альбомом, но и первым альбомом в принципе. Страшновато, правда? Это делает альбом In The Wee Small Hours самым влиятельным музыкальным творением 20-го века.

История помнит Синатру как высокомерного, самодовольного человека, полного жизни и бравады. “My Way”. “New York, New York”. Даже “Love & Marriage”, после адаптированная для сериала “Женаты… с детьми”. Все они уступают перед In The Wee Small Hours. Так звучит человек, погружающийся в депрессию, соврешенно одинокий. В его голосе теперь слышна не мужественность, но тоска и печаль. Его воспроизведение “I Get Along Without You Very Well” Хоги Кармайкла звучит с надрывной грустью (эмоции в первом куплете просто поразительны). Первая песня альбома, написанная специально для него, еще более душещипательна. Но настоящая визитная карточка альбома – его середина. “What Is This Thing Called Love?” Коула Портера звучит так, будто Синатра плачет от боли.

Итак, концепция альбома – ночь, проведенная в тоске по потерянной любви. Просто, но убийственно эффективно. В конце концов, сравните это в более поздними концептуальными альбомами. Как часто люди проводят ночь в полном одиночестве и печали, вместо того, чтобы просто-напросто лечь спать?

Аранжировки Риддла во всем альбоме просто великолепны. Они эмпатичны и образны, но не перетягивают на себя внимание. Самые яркие моменты – инструментальная секция в “Ill Wind” и вступление к “I’ll Never Be The Same”. На самом деле это может показаться странным, но Риддл будто бы растет как музыкант на протяжении альбома и звучит все лучше и лучше. В далеких, будто отвлеченных звуках фортепиано во вступлении к песне “In The Wee Small Hours Of The Morning” есть что-то поистине волшебное. Однако не ошибитесь – это все же альбом Синатры, и Риддл это понимает.

Этот альбом стимулировал его выпустить позже не менее великие альбомы (особенно это касается Songs For Swinging Lovers! и Frank Sinatra Sings For Only The Lonely – второй вообще кажется продолжением к In The Wee Small Hours). Но что самое важно – этот альбом закрепил место Синатры в истории. Он не только восстановил славу, которой Фрэнк наслаждался в 40-х годах, но и завоевал ему совершенно новую аудиторию. Синатра вырос так, как никогда раньше.

По правде говоря, In The Wee Small Hours кажется нацеленным именно на новую аудиторию – в нем явно видно влияние джаза и саундтреков к фильмам, а сам Синатра называл своим главным вдохновителем Билли Холидея. (Довольно забавно, что альбом Холидея Lady In Satin 1958 года создан под влиянием этого альбома Синатры, и даже включает в себя вариации на песни “Glad To Be Unhappy”, “I Get Along Without You Very Well” и “I’ll Be Around”.) Следует упомянуть, что в альбоме совсем нет гитары, что уже может отпугнуть некоторых. Но повторное прослушивание помогает понять, что этот богатый, теплый и сложный альбом способен создать целый мир, в который можно при желании сбежать. Этот альбом просто-напросто качественен – а качество никогда не выходит из моды.

“5,0 – классика”, и у меня рука не поднимается оценить этот альбом ниже. Это классика во всех смыслах этого слова.

Серьезных любителей музыки можно разделить на две категории – те, у кого уже есть этот альбом, и те, у кого в коллекции зияет огромная дыра.