В отличие от цифровых записей на компакт-диске, не говоря уже о музыке, подвергшейся сжатию и предназначенной для проигрывания на портативных устройствах, запись на виниле несет как бы некую часть жизни исполнителя или музыкального стиля. От гигантского пантеона джаза 1950-х до записей психо-рока 1960-х, виниловая пластинка и оригинальный конверт доносят до слушателя мелодии и чувства. Нет ничего удивительного в том, что практически все современные группы, настаивают на выпуске своих новых работ на различных носителях и форматах, основным из них является винил.

Виниловая пластинка не была первым носителем аналоговой записи. Вначале запись выполнялась на вращающихся цилиндрических валиках, которые американский изобретатель Томас Эдисон придумал в 1877 году. Многие изобретения Эдисона внесли огромный вклад в науку, но в том, что касается записи звука, мистер Эдисон не преуспел – валики были ненадежны, часто ломались и стоили дорого. Кроме того, копирование валика было весьма сложным делом. Через десять лет, в 1887, инженер Эмиль Берлинер изобрел граммофон, который мог проигрывать плоские диски. Звукозаписывающие валики окончательно сошли со сцены к 1929 году.

Самые первые записи выходили на дисках, изготовленных не из винила (точнее, из поливинилхлорида – его тогда еще не изобрели), а на дисках из материала, называемого шеллак. Это смесь природной смолы и пластика, часто с добавлением хлопка. Пластинки из шеллака имели свои недостатки – они были чрезвычайно хрупкие, и если случайно падали из рук на пол, как правило, разлетались на куски. Тем не менее, шеллак просуществовал до 1950-х годов, пока не был полностью вытеснен винилом.

Первые записи музыки на диски из виниловой смолы были сделаны корпорацией RCA еще в 1930 году. Они имели диаметр в 12 дюймов и скорость проигрывания  33 1/3 об/мин. Виниловые пластинки обладали гораздо более низким уровнем шума, чем пластинки  из шеллака, и если бы не Великая депрессия, отодвинувшая массовое внедрение новой технологии почти на два десятилетия, история музыкальных записей была бы сейчас совсем иной…

В 1948 году звукозаписывающая компания Columbia, запатентовала и выпустила собственный формат 12-дюймовой виниловой пластинки на 33 1/3, названный LP(Long Play, долгоиграющая пластинка). В ответ RCA представила 7-дюймовый диск EP(Extended Play) на 45 об/мин. На протяжении двух лет покупатели были поставлены перед необходимостью делать выбор из двух типов виниловых пластинок (и даже из трех, учитывая пластинки на 78 об/мин, которые все еще пользовались популярностью). Как мы видим теперь, винил 33 1/3 LP прочно занял сегмент альбомных записей, а 7-дюймовые “сорокапятки” (пластинки на 45 об/мин) были оставлены для синглов.

Записи на дисках из винила имеют множество преимуществ перед записью на шеллак. Прежде всего, это надежность и качество звучания. Однако никто не совершенен, и винил не исключение. От высокой температуры виниловые диски могут деформироваться, коробиться, они также подвержены заряду статического электричества, которое притягивает пыль. Вытирать пластинку от пыли и грязи нужно очень осторожно, чтобы не поцарапать дорожки с записью. Большое количество царапин приводит к тому, что в записи появляется шум; иногда, при особенно сильных повреждениях канавки с записью, иглу при проигрывании отбрасывает назад. Такая запись называется поврежденной и не представляет  уже никакой ценности.

Так почему же, несмотря на явные технологические и пользовательские преимущества формата CD, слушатели-любители, профессионалы и коллекционеры предпочитают ему запись на капризной, недолговечной, хлопотной в обращении и хранении, виниловой пластинке? Многие считают, что частота дискретизации, используемая для оцифровки аналоговой записи в формат CD (Red Book Sampling Rate), недостаточна высока. Иными словами, звук на CD может быть оцифрован и записан в совершенстве, но он не охватывает  абсолютно все то, что есть в  записи. Именно поэтому, при описания звучания компакт-диска, чаще всего используются слова “холодный”, “отстраненный”, “безжизненный”, в то время как для виниловых записей основными эпитетами являются “насыщенный”, “плотный”, “живой”.

Ди-джеи также любят винил – он дает им свободу обращения, большие возможности по микшированию, которые отсутствуют у компакт-диска. Можно привести аналогию с коробкой передач  – работать с винилом и с компакт-диском то же самое, что, соответственно, ехать на автомобиле с бесшумной и удобной автоматической трансмиссией или на авто с простой “механикой”.

Да и решение собирать пластинки, само по себе, способно доставить ценителю и коллекционеру истинное удовольствие. Во многих случаях, именно на оригинальной моно записи первого выпуска можно услышать то, что хотел донести до слушателя исполнитель, поскольку последующие стерео копии зачастую не перезаписывались заново в студии, а делались с помощью пост-обработки.

Дизайн и оформление конверта виниловой пластинки, во многих случаях, являются одним из  видов искусства. Конверт альбома  “Sticky Fingers”  группы The Rolling Stones с настоящей застежкой-молнией на конверте  разработал Энди Уорхол, а для альбома “Speaking in Tongues” группы Talking Heads, американский художник Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg) создал прозрачный пластиковый конверт с подвижными частями. Альбом “Tommy” группы  “The Who” шел в комплекте с буклетом, в котором были различные рисунки и тексты песен, а знаменитый “мясной” конверт альбома Yesterday and Today” легендарной группы “Битлз” является сейчас коллекционной ценностью.

Пластинки-“сорокапятки” также представляют интерес для коллекционирования. На лейбле  Motown Records записывались многие исполнители, от Майкла Джексона (Michael Jackson)  до Стиви Уандера (Stevie Wonder). Некоторые другие лейблы, выпускающие популярную музыку,  являются в ней столь же легендарными, как и Sun Records с записями Элвиса Пресли. Кроме того, с точки зрения коллекционера, все пластинки на 78 об/мин являются ценными, вне зависимости от того, чье имя указано на этикетке…