Все коммерческие записи, сделанные перед появлением в 1957 году долгоиграющих пластинок со стереозаписью (Stereo LP records), по определению были монофоническими, то есть имели лишь одну звуковую дорожку с моносигналом, который и выводился на акустические системы или наушники. Основное понятие, на котором базировалось появление стереофонии (а стремление к ней, в той или иной степени, намечалось с 1930-х годов) – записанные музыкальные сигналы, в которых разное ухо слышит разную музыкальную информацию, субъективно звучат лучше, чем их монофонические аналоги.
В начале 1960-х годов, лишь по-настоящему обеспеченные люди могли себе позволить стерео аппаратуру высшего класса, в которой использовалась пара акустических систем. Самые же активные покупатели поп-музыки (в немалой степени это были дети и подростки), вынуждены были довольствоваться лишь недорогим монофоническим проигрывателем с одной акустической системой. По этой причине, те исполнители, кто тяготел к взрослой и состоявшейся аудитории (как, например, Фрэнк Синатра), выпускали больше своих записей в стерео варианте, чем исполнители поп-музыки, предпочитавшие моно. Ситуация начала меняться лишь с 1966 года, когда появление недорогого звукоснимателя позволило проигрывать стереозаписи на монофонических проигрывателях.
Лучшие мировые звезды рока, такие как The Beatles(“Битлз”) и The Rolling Stones (“Роллинг Стоунз”), уделяли стереозаписям незначительное внимание, бросая все силы на запись, микширование и мастеринг своих монотреков. Можно сказать, что стереозаписи выполнялись по остаточному принципу.
Возьмем работу 1967 года, “Оркестр Клуба Одиноких Сердец Сержанта Пеппера” (“Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”), сейчас считающейся одной из самых выдающихся записей на виниле. В то время, сами The Beatles и их знаменитый на весь мир продюсер Джордж Мартин (George Martin), огромное внимание уделяли исключительно монозаписи. А стерео микширование доверили малоизвестному продюсеру Джеффу Эмерику (Geoff Emerick), у которого, на все про все, ушло около трех часов. Позднее Джордж Харрисон (George Harrison), известный британский музыкант, композитор, продюсер, певец и много кто еще, настаивал: “Вы никогда не слышали запись “Оркестра…”, если вы не слушали ее в моно”.
Глава лейбла “Мотаун Рекордс” (Motown Records) Берри Горди-младший (Berry Gordy, Jr.) также ставил своих лучших инженеров на монозапись, в то время как стереомиксы выполнялись инженерами-стажерами. Фил Спектор (Phil Spector), один из самых известных мировых поп-продюсеров, чье имя вписано в Зал Славы рок-н-ролла, автор техники аранжировки и записи Wall of Sound (“Стена Звука”), изобретатель эффекта “фланжер”, свои лучшие работы выполнял в моно.
В то время как покупатели, в конце концов, начали положительно воспринимать стереозаписи, и получать удовольствие от стереоэффектов (послезвучия, дополнительное гитарное соло, стереосцена между акустическими системами), множество аудиофилов сегодня утверждают, что оригинальная монозапись звучит намного лучше, чем ее стерео варианты. В процессе монозаписи все исполнители физически находятся в одном помещении, взаимодействуя и влияя друг на друга. При записи в стерео, исполнители вынуждены надевать наушники, чтобы убедиться, что их партия сыграна правильно. К тому же, многие пластинки с монозаписью произведены с других оригиналов студийных мастер-лент, чем их стерео-собратья, и конечно, в этом случае, разница в звучании будет весьма заметной.
С широким распространением стерео, лейблы, на которых выходило множество монозаписей, достали из хранилищ оригинальные стереофонические мастер-ленты, и переиздали монозаписи в стерео. Другие лейблы, которые также захотели, что называется, “успеть на стереопоезд”, но не обладали исходными стерео лентами, просто смикшировали стереозапись из монозаписи, разделив вокал и инструментальное сопровождение на разные каналы, часто добавляя при этом небольшую временную задержку. Данный процесс, в результате которого получается так называемая технологически перезаписанная стереофонограмма (другое название – фальшивое стерео или поддельное стерео), иногда используется для переиздания старых монозаписей, а они, в свою очередь, обычно приводит настоящего ценителя музыки в ужас.
В настоящее время, самые ценные и редкие записи – те, что были сделаны в поздних 1960-х, когда эпоха монозвука уже неудержимо клонилась к закату (для США это 1968 год, для Великобритании – 1969, для Южной Америки – 1970). В частности, коллекционеры охотятся за “Сержантом Пеппером”, за “The Beatles”, известным также как “Белый Альбом” (“The Beatles” a.k.a. “The White Album”), за изданием “Their Satanic Majesties Request” группы Роллинг Стоунс (The Rolling Stones), за работой “After Bathing at Baxter’s” американской группы “Джефферсон Эйрплэйнс” (Jefferson Airplanes), за записями “The Birds, the Bees, and the Monkees” американского рок-квартета The Monkees и альбомом группы The Who c названием “The Who Sell Out.”
В 1990-х и 2000-х, когда мир охватила ностальгия по монозаписям, многие релизы были переизданы, нередко в виде двухдискового издания, в котором один диск был с моно, а другой – со стереозаписью. Так было с альбомом “The Crazy World of Arthur Brown” Артура Брауна (Arthur Brown) 1968 года, с “A Quick One: Happy Jack” группы The Who, c альбомом “Surrealistic Pillow” от Jefferson Airplanes, с альбомами “The Velvet Underground and Nico” и “The Pretty Thing’s “SF Sorrow” 1967 года Боба Дилана (Bob Dylan), а также с многими другими его ранними работами. Даже ранние психоделические записи группы Pink Floyd, в 60-е годы известные своими экспериментами со стереофоническим звуком, были переизданы в моноформате, включая альбомы “The Piper at the Gates of Dawn” и “A Saucerful of Secrets.”
Те любители музыки, кто вдумчиво прослушивал моно и стерео пластинки, непосредственно сравнивая их друг с другом, всегда замечали иногда тонко уловимую, а иногда и очевидную, разницу в записи. Инструменты на заднем плане могли исчезнуть полностью, а могли и неожиданно возникнуть как будто из ниоткуда. Вокал, неразличимый на стереозаписи, мог появиться на моноверсии, в то время как в начале, середине или в завершении композиции, использовались совершенно разные музыкальные инструменты. Монозаписи могли звучать медленнее и более разреженно, либо наоборот, более агрессивно, плотно и быстро, чем те же композиции на стереозаписи.
Некоторые из множества долгоиграющих пластинок с монозаписями могут заметно отличаться от этих же записей, выполненных в стерео. Примером служат “Truth” Джеффа Бека (Jeff Beck), “Wheels of Fire” группы Cream, “Axis: Bold as Love” группы Jimi Hendrix Experience, а альбом “White Light/White Heat” американской рок-группы The Velvet Underground, в стерео издании включал в себя дополнительный скрытый трек – если при прослушивании композиции “The Gift” выключить стереоканал, то голосовое сопровождение исчезнет, уступив место инструментальной теме, обозначенной как “Booker T”.
Несомненный интерес для коллекционеров представляет и альбом “Blowin’ Your Mind” Ван Моррисона (Van Morrison), выпущенный в монозаписи на лейбле “Бэнг Рекордс” (Bang Records) в 1968 году. Знаменитая строчка “making love in the green grass” была отредактирована и заменена на повторяющееся “laughin’ and a-runnin’, hey hey”. Вырезанная строчка появляется в последующих стерео изданиях, но в другом варианте исполнения песни. Кроме того, монопластинка имела неправильный каталожный номер “BLB 218”, вместо “BLP 218”
Зачастую ценность виниловой пластинки определятся также и ее тиражом. Например, хотя Rolling Stones настаивают, что единственно правильный способ прослушивания их записей – это слушать в моно, но, тем не менее, долгоиграющая пластинка (LP) со стереозаписью альбома “Out of Our Heads” 1965 года, считается редкой и оценивается дороже, чем ее моноиздание. Напротив, моно запись на LP альбома The Beatles “Yellow Submarine” 1968 года, в глазах и для кошелька коллекционера стоит ощутимо дороже. Очень важно и состояние пластинки – учитывая, что в 1960-е годы большинство пластинок принадлежали подросткам, найти экземпляр в хорошем или очень хорошем состоянии считается большой удачей.
Интересно, что пластинки на 45 об/мин до 1969 года были мало распространены. Основными покупателями были все те же подростки, и их виниловые проигрыватели были, как правило, не новыми, весьма простыми, а часто и портативными – в некоторые из них (например, в Dansette) нельзя было установить стереофонический звукосниматель. Уже к 1970 году виниловые пластинки с монозаписью считались пережитком прошлого, и возрождались лишь в очень редких случаях, вроде творчества британской рок-группы Dr. Feelgood, которая в 1975 году выпустила монозапись “Down at the Jetty”, чтобы добиться винтажного одноканального звука.