И так по порядку…Процесс записи альбома был диковатым и уникальным. Как говорят участники записи. Мы не сидели в одной студии с продюсером и не записывали все треки за один присест. Нет. Мы были постоянно в разъездах — тур по США, концерты в Европе. Так что альбом буквально родился “на колесах”. Записывался Led Zeppelin II по частям, в разных студиях: в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Ванкувере, Лондоне. “Мы делали это где могли — иногда с утра до концерта, иногда посередине гастролей. Студии вроде A&R, Sma​​sh, Mayfair, Olympic, Mystic Sound — в каждой мы наверное оставили по кусочку души. Большую часть гитар, баса и ударных мы писали в этих коротких окнах между выступлениями.” Продюсировал альбом Джимми Пейдж — как и первый, потому что чувствовал, что только он сможет передать нужную атмосферу. Они экспериментировали со звуком, подбирали микрофоны, игрались с пространством — помните ударную партию Бонзо на “Whole Lotta Love“? Это бомба, а не барабаны. Звук был грязным, дерзким, живым — именно таким, каким и хотел Джимми.

Кто такой Боб Людвиг?

Боб Людвиг — один из величайших мастеринговых инженеров в звукозаписывающей истории. Его уши — золотой стандарт в мире аналогового звука. Он работал с такими артистами, как Jimi Hendrix, Queen, Bruce Springsteen, Dire Straits, Metallica и другими. В 1960-х и начале 70-х он работал на студии Sterling Sound в Нью-Йорке, где и оказался вовлечён в мастеринг одного из самых культовых альбомов в истории рок-музыки — Led Zeppelin II.

Так вот этот парень отвечал за мастеринг. Когда Цепелины свели альбом в Sterling Sound, в Нью-Йорке, то Людвиг оказался в нужном месте в нужное время. У Боба был тонкий слух и правильное чувство динамики. Он заново обрабатывал запись так, чтобы каждая деталь — от рычания гитары до ударов Бонзо — звучала мощно и чисто на пластинке. То, как он оживил микс — это уже искусство. Итог? Альбом взорвал чарты. Это был их первый номер один в США. А всё потому, что в каждом треке слышна правда — страсть, энергия, и немного хаоса. Они не играли по правилам, они их переписывали.

А теперь по порядку друзья. Боб Людвиг работал в Sterling Sound в Нью-Йорке. Ему было чуть больше двадцати, и он только начинал свой путь в аудиоиндустрии, но ему уже доверяли серьёзные проекты. Когда к нему в студию попали плёнки Led Zeppelin, он сразу понял, что это не просто ещё одна рок-группа. Джимми Пейджпривёз миксы — он сам продюсировал альбом, и у него было очень чёткое видение того, как всё должно звучать: мощно, насыщенно, с максимальной динамикой. Это был не просто “звук группы” — это было ощущение, что ты внутри комнаты с ними. И Бобу нужно было донести это до винила. Это очень важный момент который объясняет величие первопресса! Так вот, в то время процесс записи был полностью аналоговым. Ребята работали с ¼-дюймовыми мастер-лентами, используя ламповое оборудование, эквалайзеры и компрессоры очень деликатно — особенно когда Джимми сидел рядом. Он не терпел, когда динамику “убивают” во имя громкости. Это, кстати, было необычно для того времени — большинство пластинок делали как можно громче. Но Led Zeppelin II требовал пространства и воздуха, чтобы гитарные рифы звучали жирно, а барабаны Джона Бонэма — как землетрясение.
Особый вызов был со “Whole Lotta Love” — этот трек был центральной точкой альбома. Они долго работали над психоделическим “вихрем” в середине. Все эти панорамные эффекты, задержки, реверберации — они были частью микса, но за счёт мастеринга нужно было их удержать сбалансированно, чтобы ничего не захлёстывало. Боб прекрасно помнит, как сильно они старались, чтобы трек звучал дико, но не терял чёткости.

Вот кстати интересный момент: После мастеринга Боба матрица ушла на завод Presswell, один из тех, кто делал первые тиражи. Но то, что вышло на пластинке, совсем не звучало как мой мастер возмущался он. Заводской инженер, желая получить более “громкий звук“, фактически сделал ремастер — поднял уровень, уменьшил динамику. Джимми был вне себя: “Это совершенно не та версия, которую мы мастерили!” кричал он. Позднее был сделан повторный тираж, который ближе к оригиналу. Но по сей день аудиофилы всего мира охотятся за первой матрицей с надписью “RL” (инициалы Людвига) в области «dead wax» — именно они отражают то, как участники записи слышали альбом в студии.

У Боба Людвига была очень сложная задача, при нарезке винила он должен был адаптировать мастертейп под физические ограничения пластинки и вот какие проблемы были:
• Высокий уровень баса может привести к слишком широкой канавке.
• Чрезмерные высокие частоты могут вызывать искажения и перегруз резца.

Но Людвиг славился тем, что умел с минимальными компромиссами «перенести» энергию студийного микса на винил и естественно справился и с этой задачей. Именно первая версия «Led Zeppelin II» имеет легендарную гравировку RL на полях — инициалы Боба Людвига. Он «пустил уровень» весьма громко, сохранив невероятную динамику и панч.

• Бас и ударные получились очень мощными.
• Винил зазвучал более «живым» и «концертным».

Но произошло непоправимое, из-за большой амплитуды канавки бытовые проигрыватели часто «прыгали» — иголка не держалась в борозде. Атлантик Records, получив жалобы от покупателей с бытовыми проигрывателями, решила сделать более «спокойный» резак. Оригинальные пластинки с гравировкой RL и узкой выточкой в матрице стали редчайшими коллекционными находками, потому что процесс производства этих пластинок был приостановлен. Таким образом, легенда «RL pressing» — это именно этот мастеринг и нарезка Боба Людвига: максимально «горячая», динамическая и мощная версия альбома, которая сегодня ценится аудиофилами и коллекционерами как лучший вариант звучания «Led Zeppelin II»

После Led Zeppelin II Джимми Пейдж, будучи перфекционистом по части звука, взял на себя полный контроль над продюсированием и мастерингом всех последующих альбомов. Он предпочитал работать тесно с инженерами в Великобритании (в частности, на мастеринг-студиях Trident и EMI) и даже контролировал печать прессов в Европе и США.

Пейдж довольно жёстко охранял звуковую эстетику Led Zeppelin. Можно сказать, он не доверял полностью внешним людям вмешиваться в финальное звучание. Именно поэтому Боб Людвиг сделал только один альбом:

  • потому что он оказался в нужное время и в нужном месте (Sterling Sound, 1969);
  • потому что решение принимала Atlantic Records, а не сама группа;
  • и потому что Джимми Пейдж впоследствии взял полный контроль над звучанием коллектива;
  • да и оригинальный RL-мастеринг вызвал резкие споры — его звук «опередил» воспроизводящую технику потребителя того времени.

Почему именно Led Zeppelin II от MFSL?

MFSL получила лицензию от Atlantic Records и выпустила Led Zeppelin II в 1982 году под каталожным номером MFSL 1-065. Издание пользовалось популярностью среди коллекционеров и ценителей звука: там улучшенная детализация, сцена шире, бочка звучит чётче, гитары — чуть «воздушнее».

Почему был выпущен только один альбом?
Есть несколько причин, по которым MFSL не продолжила выпуском остальных альбомов Led Zeppelin:
• Авторские права и лицензии
Jimmy Page и менеджмент Led Zeppelin (в первую очередь — Петер Грант) всегда контролировали всё, что касается продукции группы: переизданий, публикаций, перепаковок. После Led Zeppelin II лицензия у MFSL закончилась, а продление или оформление новых оказалось невозможным. Грант и Page были крайне разборчивы и могли не захотеть передавать права на другие альбомы.

Итог:
Led Zeppelin II от Mobile Fidelity — редкое сочетание удачи, лицензии и подходящего времени. Это был своего рода “аудиофильский эксперимент”, который, к сожалению (или к счастью — с точки зрения контроля со стороны группы), так и остался единственным. Сегодня это издание стало коллекционной редкостью и часто входит в списки лучших виниловых переизданий классического рока.
Так что если найдёшь оригинальный MFSL-винил с Led Zeppelin II — держись за него. Это штука с большой историей и хорошим звуком.