Винтажные записи классической музыки, изданные на виниловых пластинках, ценятся коллекционерами не только за свой аналоговый звук, но и за эксклюзивность – множество по-настоящему редких записей и давно распроданных музыкальных шедевров, можно найти исключительно на LP. Список заслуживающих внимания релизов необычайно широк, от записей знаменитых дирижеров (Вильгельм Фуртвенглер/ Wilhelm Furtwängler, Карл Орф/ Carl Orff) и скрипачей (Иегуди Менухин/ Yehudi Menuhin, Давид Ойстрах/David Oistrakh), до редких и впечатляющих записей менее известных исполнителей. Коллекционеры могут выбирать для себя различные критерии отбора музыки – одни предпочитают какого-либо определенного композитора, дирижера, исполнителя или студию, на которой выходили записи, другие собирают классическую музыку определенного периода. Многие из самых первых звукозаписей в мире были записями классической музыки. Появившись в 1903 году, 12-дюймовые пластинки с классикой вмещали всего лишь около пяти минут звучания на каждую сторону. Пластинки выпускались под скорость вращения 78 об/мин, а записывалась на них, главным образом, европейская классика – в то время в США она пользовалась большой популярностью.
С появлением и широким распространением радио в 1930-х годах, пластинки на 78 об/мин уже не могли служить подходящим способом для записи “живых” передач из-за ограниченного времени звучания – концерты и трансляции шли намного дольше, чем пластинка могла вместить. После Второй мировой войны, студия Columbia Records сделала попытку решить эту проблему, выпустив 12-дюймовую пластинку на 33 1/3 об/мин, предназначенную для монозаписи, и назвала ее “долгоиграющая пластинка” (Long Play, LP). Более медленная скорость вращения позволила звукозаписывающим компаниям выпускать записи большей продолжительности, хотя поначалу, популярная музыка тех лет выпускалась на более простых и дешевых 10-дюймовых дисках.
В конце концов, вся музыкальная индустрия перешла на 12-дюймовки, а к 1950-1960-м годам, классическая музыка была практически вытеснена появившимися новыми музыкальными направлениями – джазом и рок-н-роллом. Возможно, в ответ на это, многие композиторы снизили качество своего мастерства в исполнении музыки, выверенного тонального равновесия и гармоничного совершенства. Да, это была великая эпоха виниловых записей, но нельзя сказать, что это было великая эпоха для записей классической музыки. Классическая музыка с трудом пробивала себе дорогу и в ранний период становления формата CD(компакт-диск), в период с конца 1970-х и до начала 1980-х годов. Многие известные лейблы выпустили тогда огромное количество записей, которые сегодня рассматриваются не иначе, как музыкальный шлак, а небольшие независимые салоны по продаже записей были поглощены гигантскими и неповоротливыми музыкальными магазинами. Вся индустрия записи классической музыки находилась в бедственном положении. Единственными удачными событиями того периода, фактически удержавшими индустрию на плаву, явились переиздания старых записей на виниле, предназначенные для настоящих ценителей классики, а также выпуск новых записей, фактически переводивших классику в разряд поп-музыки. Наиболее показательными примерами здесь служат издания на виниле альбомов великих “Трех Теноров” – Плачидо Доминго (Plácido Domingo), Хосе Каррераса (José Carreras) и Лючиано Паваротти (Luciano Pavarotti), которые остаются популярными и по сей день.
Собирать классику для коллекции намного проще, чем издания других музыкальных жанров. Разнообразие изданий просто поражает, стоимость большинства релизов вполне приемлема, не говоря уже о том, что коэффициент “стоимость-качество” среди записей классической музыки – наивысший. Также коллекционеру не стоит особо беспокоится по поводу качества записи на винил – в отличие от других стилей, оно предсказуемо высокое, и нет необходимости переживать, в каких же акустических условиях была сделана запись, что практически всегда приходиться уточнять для джаза, рока и рок-н ролла…
Наиболее популярные записи классической музыки на виниле, имеющиеся на рынке, включают в себя “Beethoven Concerto” Леонида Когана (Leonid Kogan), выпущенная в Великобритании лейблом Columbia Records, сюиты для виолончели соло Баха в исполнении Энрико Майнарди (Enrico Mainardi), вышедшие на “Дойче Граммофон” (Deutsche Grammophon), “Sonate a Quattro” Россини c Сальваторе Аккардо (Salvatore Accardo) на виолончели, вышедшей на Philips. Записи Гленна Гульда, особенно его интерпретации музыки Баха (в частности, “Bach’s Goldberg Variations”), тоже высоко ценятся, хотя и не являются редкими.
Записи американского композитора и дирижера Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein) также входят в число наиболее собираемых, хотя, как и в случае с Гленном Гульдом, его альбомы, вышедшие на New York Philharmonic, широко распространены и их довольно просто найти. Бернстайн выпустил 72 различных издания в период с 1933 по 1959 года, а поклонникам кино нравится его музыка для кинофильмов “В порту” (“On the Waterfront”, 1954) и “Вестсайдская история” (“West Side Story”,1957). Почитатели классической музыки в кино весьма положительно относятся и к совместным работам композитора Бернарда Херрманна (Bernard Herrmann) и режиссера Альфпеда Хичкока – Херрманн написал музыку к таким шедеврам, как “К северу через северо-запад” (“North By Northwest») – эта картина, по сути, являлась предвестником всей последующей саги о Джеймсе Бонде, и “Психо” (“Psycho”) – сегодня это черно-белое кино причисляется к самым лучшим творениям своего жанра.
Отдельной строкой идет творчество американского композитора Юджина Орманди (Eugene Ormandy), почти полвека посвятившего Филадельфийскому симфоническому оркестру, вместе с которым он выпустил сотни записей, сделанных на лейблах студии RCA Victor – от Red Seal до Columbia Masterworks. Релизы этих лейблов отличаются очень высоким качеством. Считается, что более поздние записи Орманди, выходившие на EMI/Angel, не могут сравниться с его ранними записями 1950-1960-х годов. Как и в случае блюзовых, роковых, джазовых записей, для большинства коллекционеров классической музыки также важно качество изготовления конверта и его состояние.