Есть что-то удивительное и притягательное в том ощущении, когда берешь в руки виниловую пластинку, очень аккуратно, за края, чтобы ненароком не оставить следов от пальцев, или, не дай Бог, не поцарапать ее тёмную, как ночь, поверхность. Можно наклонить ее в разные стороны, чтобы от нее отражался свет, при этом дорожки с записью выглядят как светлые концентрические линии, линии звука и жизни, а между ними – узкие черные полоски пустоты, молчания, небытия… Та самая широкая полоса, в середине стороны “А”, должно быть, 7-минутная версия композиции “Light My Fire” легендарной Doors. А на обратной стороне “В”, полоса еще шире, и это наверняка 11-минутная “The End”…

Давайте вспомним, как все начиналось.

Записи на виниле, в том виде, в каком мы их знаем (или знали, до изобретения и стремительного взлета формата CD), впервые появились в 1930 году, когда корпорация RCA выпустила 12-дюймовый виниловый диск, рассчитанный на скорость проигрывания 33 1/3 об/мин. Записи, выполненные RCA на виниловых дисках, шумели гораздо меньше, чем записи на дисках из шеллака, господствующие в тот период времени на рынке. Сам шеллак как материал, был далеко не идеалом – тяжелый и очень хрупкий, больше похожий на стекло. Однако разразившаяся американская Великая депрессия не позволила тогда поддержать новый формат и упрочнить позиции винила.  Старт виниловой эпохи был отложен на неопределённое время.

Благоприятное время наступает лишь с 1948 года, когда корпорация Columbia представляет свою собственную виниловую пластинку на 33 1/3 об/мин с монофонической записью, которая получила название Long Play (LP, долгоиграющая пластинка). Сейчас, аббревиатура LP значит примерно то же самое, что и, например, Xerox для копировальной техники –  патентованное название одного продукта стало общим обозначением мира виниловых записей.

Для поклонников раннего рок-н-ролла, одной из самых значимых записей на виниле, которая просто обязана быть в коллекции, является 12-дюймовая LP “Rock Around the Clock” 1955 года – Билл Хейли (Bill Haley & His Comets) ее записали на студии Decca. В следующем году, юный исполнитель Фрэнки Лаймон (Frankie Lymon), которого называют “Майклом Джексоном 1950-х”, выпустил “The Teenagers Featuring Frankie Lymon”, с настоящим хитом “Why Do Fools Fall In Love”.  Фрэнки, которому едва исполнилось 13 лет, стал кумиром миллионов, а его группа стала известна во всем мире. Чак Берри(Chuck Berry) в 1957 году выпустил пластинку “After School Session”, записанную на лейбле Чесс Рекордс (Chess Records) – сейчас это считается классикой жанра. На Chess Records записался и Бо Диддли (Bo Diddley), чей альбом с одноименным названием включал такой ранний хит, как “Who Do You Love?”

Сам Элвис Пресли записал в 1956 году свой первый рок-н-ролльный альбом, моментально взлетевший на вершину мировых чартов и проданный в количестве миллиона копий. Среди композиций был и знаменитый кавер The King на песню Карла Перкинса(Carl Perkins) “Blue Suede Shoes”.

Для поклонников джаза интерес представляют виниловые пластинки с записью музыки в различных стилях, от Диксиленд (Dixieland) до Уэст Кост Кул (West Coast Cool). Начиная с 1952 года, Чет Бейкер (Chet Baker) записал многочисленные альбомы, многие из них c концертной записью, за ним последовали Чарли Паркер (Charlie Parker) и Джерри Маллигэн (Gerry Mulligan), записи которых выходили на таких лейблах, как Fresh Sound, Pacific Jazz и Blue Note.

Еще одним пионером джаза был Луи Армстронг (Louis Armstrong), сумевший неплохо поработать и во славу Голливуда. Он записал партии трубы и вокала для саундтрека к фильму “Высшее общество”(“High Society”)1956 года, внеся свой немалый  вклад в его успех.  Кроме Армстронга, в фильме отметились дуэт Бинга Кросби (Bing Crosby) и Грэйс Келли (Grace Kelly), а также Фрэнк Синатра (Frank Sinatra). Армстронг “засветился” и в еще одной истории связанной с кино – в 1963 году он выпустил свой сингл “Hello Dolly!” как раз в тот момент, когда на экраны вышел фильм с одноименным названием – и продажи сингла резко пошли вверх…

В 1960-х начался болезненный (для ушей) переход с моно на стереофоническую запись. Во многих случаях записи, изначально выполненные в моно, были переведены в стерео на стадии пост-продакшн, с заведомо предсказуемым неудовлетворительным результатом. Для коллекционеров, тем не менее, некоторые псевдо-стерео записи того периода представляют определенную ценность. Таковыми являются, к примеру, запись The Beatles 1963 года “Please Please Me”, вышедшая на лейбле Parlophone, первый альбом Rolling Stones 1964 года, монозаписи альбома Pink Floyd “The Piper at the Gates of Dawn” 1967 года, и первый альбом Grateful Dead, также вышедший в 1967.

Фактически, пластинки таких психоделических групп, как Pink Floyd и Grateful Dead, сами по себе являются коллекционной ценностью. Это направление получило название психо-рок (Psych Rock), его представителями являются такие группы, как Floor Elevators, The Chocolate Watchband и H.P. Lovecraft. В некоторых случаях, альбомы, по мнению самих исполнителей, лучше всего слушать и воспринимать в некоем измененном, с помощью психоделиков, состоянии сознания, как, например, третий альбом “After Bathing at Baxter’s” американской группы Jefferson Airplane, записанный на лейбле RCA Records в конце ноября 1967 года.

Еще одной ценностью для коллекционирования являются виниловые пластинки с записью прогрессив-рока, или прог-рока (Prog Rock). Наиболее известными группами, исполняющими музыку в стиле прог-рок (его период – с конца 1960-х до конца 1970-х годов), были Gong, Tangerine Dream, King Crimson, Yes, и Rush.

Вне зависимости от жанра, одним из самых лучших качеств пластинок LP является их физически большой размер, что способствовало появлению огромного количества самых разнообразных, роскошных и провокационных, оформлений конверта. Это не только великолепные цветные обложки 1960-х годов в стиле Psych, но джазовые альбомы 1950-х и 1960-х годов, выполненные в так называемом стиле “модерн середины 20-го века” (Mid-century Modern).

Некоторые из конвертов практически стали легендой – для альбома “Sticky Fingers” группы The Rolling Stones, сам Энди Уорхол (Andy Warhol) разработал обложку с настоящей застежкой-молнией. Альбом “Tommy” группы The Who шел в комплекте с буклетом в размер обложки, с оригинальными рисунками и текстами песен. Американский художник-экспрессионист Роберт Раушенберг (Rauschenberg) придумал дизайн прозрачного пластикового конверта для пластинки “Speaking in Tongues” группы Talking Head. А если вы хотите иметь альбом The Beatles  “Yesterday and Today” в знаменитом оформлении (группа была одета в халаты мясников, с кусками мяса и частями тела от пластиковых кукол), то здесь единственный вариант – искать оригинал…

Многочисленные современные музыканты, исполнители и группы, предпочитают сегодня выпускать свои записи не только в цифровой форме, на CD, но также и на виниле. Группа Radiohead в 2007 году распространила в сети музыку со своего альбома “In Rainbows” перед тем, как альбом вышел на виниле, чтобы поклонники понимали, за что они заплатят деньги. Никаких проблем с продажей альбома не возникло – пластинка “In Rainbows” стала одной из самых продаваемых в 2008 году.

Такие гранж-группы, как Nirvana и Pearl Jam, с самого начала своей карьеры, выпускали записи на виниле. Коллекционная и редкая версия альбома “Нирваны” “Nevermind” была выпущена с оригинальным, многоцветным и пестрым, как бы “всплесковым” дизайном на самой пластинке. А что касается Pearl Jam, то самым продаваемым для коллекционеров является четырехдисковое концертное издание, записанное в 2003 году во время выступления в Бенаройя Холл (Benaroya Hall) в американском городе Сиэтл. Всего вышло 2000 копий, и еще в 2004 году, весь сет можно было купить за 40 долларов США. А сейчас, запечатанную копию можно с трудом найти и купить примерно за 500 долларов. Но это в том случае, если очень повезет…