О музыкальной культуре
Галерея виниловых пластинок
+7 (911) 955-77-67

Часть 1. О музыкальной культуре

“Надо знать хорошую музыку и уметь ее слушать…”

 

Много лет занимаясь коллекционированием и продажей оригинальных виниловых пластинок 50-70 годов ХХ века, в основном джаза, классики и рока, я замечаю постоянно одно и то же явление. К сожалению, большинство людей не знают хорошую музыку. Не знают, что они хотят слушать, не знают, о чем спросить человека знающего, не могут привести разнообразные примеры групп или исполнителей, которые похожи на те два–три имени, которые у всех на слуху. Ситуация касается не новодела, а музыки настоящей а также записей высокого качества, впервые появившиеся на рынке примерно с середины прошлого века.

 Это беда всех  поколений, старших и младших, выросших в Советском Союзе, тех, кто в 70-х годах был уже тридцатилетним. Граждане (а сейчас господа и дамы) практически не знакомы с общемировой музыкальной культурой. В Стране Советов, популяризация современной музыки стояла даже не на десятом месте, а замыкала список ненужных потребностей. Список утверждался не любителями и знатоками, до которых государству не было никакого дела, а мощным идеологическим аппаратом, зорко стоявшим на страже советского строя и его политических установок.

Новое поколение, родившееся после перестройки, органически незнакомо с тем образом жизни, которым жили его родители. Им неизвестны информационная блокада, безальтернативная, невероятно тупая, абсолютно во все места проникшая идеология, запреты на выезды за границу (голубая мечта образованного советского человека – хоть одним глазком посмотреть мир своими глазами, а не глазами Сенкевича или Боровика!). А для тех, кто застал Союз даже на излете его могущества, хотя бы учась в школе, жизнь всегда будет делиться на две части – “до”  и “после”…

 Начиная с Октябрьского переворота, когда у Иоганна Молля, владельца фабрики по производству граммофонных пластинок, находившееся в селе Апрелевка, большевики просто отобрали все, что у него было, а им самим плотно занялась ЧК, и заканчивая самым концом 80-х годов прошлого века, советским людям всегда предлагалось только то, что прошло строгую цензуру и издалось ограниченным тиражом (за редким исключением). На качество записи, качество производства виниловой пластинки, качество оформления конверта, не говоря уже о буржуазном пережитке – каких-то авторских правах – “клалось с прибором” на государственном уровне. Искусственно созданный дефицит (несмотря на все запреты, многие  люди хотели слушать музыку и готовы были ради своего увлечение отказывать себе практически во всем) позволял не обращать внимания на подобные мелочи. В Советском Союзе все делалось по плану. Без плана никто и пикнуть не смел.

 В довоенный период, и во  время Второй Мировой войны было, конечно, не до музыкального разнообразия. Война, она и есть война. Хорошо известен исторический факт, описанный у Максима Новиковского  – в военное время на Апрелевском заводе грампластинок выпускалась лишь одна запись – “Вставай, страна огромная!”, а в соседних цехах рабочие собирали авиабомбы. По иронии судьбы, восстанавливали завод от бомбежек пленные немцы…

 После победы в этой войне, поставившей побежденную  Германию и часть оккупированной ей Восточной Европы на колени, в Советском Союзе возникло невиданное ранее явление – трофеи. Трофеи  разные. Для кого-то это были наручные часы, будильник, фотоаппарат, фонарик, нож, отрезы ткани. Для кого-то трофеи были солиднее – сервизы, гарнитуры, хрусталь, ковры, картины, предметы интерьера и сам интерьер целиком, мощные  автомобили и мотоциклы. Масштаб также был соответствующий – брали бортами и эшелонами. Но были трофеи иного рода. Впервые с момента установления советского строя, в чемоданах советских солдат и офицеров, возвращавшихся на родину, оказались грампластинки с невиданными ранее записями американского джаза и свинга. Еще есть семьи, в которых бережно хранят с таким трудом привезенные дедами и отцами музыкальные сокровища тех лет…

 

Однако органы безопасности не дремали – вскоре после войны вся музыка основных стран антигитлеровской коалиции оказалась под строгим запретом. Особенно это касалось английских и американских записей. За обнаруженные пластинки можно было гарантированно получить десять лет лагерей. Самое сильное  “тлетворное дыхание Запада”, в том числе музыку и кино, советские граждане, в основном, жители столицы, ощутили во время грандиозной Национальной американской выставки  в Сокольниках летом 1959 года (в первый раз это произошло при проведении  Международного фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году). Выставку открыли Первый секретарь ЦК КПСС,  Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев и американский вице-президент Ричард Никсон.

 Воистину, выставка оказалась по-настоящему антисоветской. Подобного удара  система не знала до самого своего краха. Многие считают, что колоссальная американская экспозиция  и является той точкой невозврата, с которой начался отчет неумолимого и неизбежного распада Советского Союза. Одно перечисление тематических разделов  вводило посетителей в экстаз, особенно же впечатлял стенд с американскими автомобилями и настоящий американский супермаркет. Люди ходили по демонстрационным павильонам  с таким видом, словно попали на базу пришельцев. Советский Союз демонстрировал в Нью-Йорке технические достижения и завоевания, а американцы в Москве – образ жизни. Била такая демонстрация точно в цель, без промаха…

 

Главная О сайте В продаже Архив проданных Статьи Обзоры Контакты